3.1 Выбор исходных данных
Для количественной оценки возьмём значения интенсивностей переходов судовой РЛС из i- го состояния в j-е состояние, представленных в таблице 1, воспользуемся компьютерной программойMathcadExpressPrime 3.0.
3.2 Компьютерная программа оценивания показателей функционирования судовойСАРП.
В качестве математической программы выбрана интегральная средаMathcadExpressPrime 3.0, которая позволяет решать и анализировать широкий спектр задач. Данный выбор объясняется тем, что программа проста в использовании, построение большинства алгоритмов сводится к обычным математическим действиям, программа Mathcad доступна для массового пользователя, имеет встроенную систему автоматического пересчета и контроля единиц измерений в процессе вычислений, также Mathcad может взаимодействовать с большим количеством других компьютерных программ.
Ниже приведен текст программы с уравнениями и полученными результатами для САРП. Начальные расчеты при исходном значении системы уравнений:
|
|
1. μР6 +β6,1Р6 -τР1= 0
2. τР1+β7,2Р7-λ2,3Р2= 0
3. Р1 +Р2 +Р3 +Р4 +Р5 +Р6 +Р7= 1
4. λ3,4Р3-γ4,5Р4-α 4,6Р4-α 4,7Р4= 0
5. γ4,5Р4- μР5 - α 5,6Р5 -α 5,7Р5= 0
6. α 5,6Р5+α 4,6Р4 +α 3,6Р3 –β6,3Р6= 0
7. α 5,7Р5 +α 4,7Р4 -β7,2Р7 = 0
Общие расчеты в среде MathcadExpressPrime 3.0, выглядят следующим образом:
3.3Оценка влияния интенсивности отказов на вероятность нахождения судовой САРП в режиме готовности.
Рассмотрим, как изменятся вероятность нахождения системы в режиме готовности, если по условию варианта менять будем α5,7 – интенсивность отказов судоводителя-оператора в рабочем режиме и α4,7 – интенсивность отказов судоводителя-оператора в режиме готовности.
Изменяя интенсивности отказов, рассмотрим, как изменится вероятность нахождения судоводителя-оператора в режиме готовности Р4.
Изменения значения интенсивностей отказа представим вероятность нахождения системы в режиме готовности в таблице 2.
Таблица 2
Зависимость вероятности P4 от интенсивностей α4,7 и α5,7:
α4,7; α5,7 | P4 |
0,0001 | 0,123 |
0,00015 | 0,123 |
0,0002 | 0,123 |
0,00025 | 0,123 |
0,00045 | 0,123 |
0,00065 | 0,122 |
0,00085 | 0,122 |
0,001 | 0,122 |
0,01 | 0,11 |
Ниже представлен график зависимости вероятности Р4 от интенсивностей отказов судоводителя-оператора α4,7 и α5,7:
Рисунок 2. График зависимости вероятности режима готовности Р4 от интенсивности отказов судоводителя-оператора.
|
|
3.4 Выводы по разделу 3.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что разработаннаяматематическая модель позволяет оценить показатель готовности САРП, при изменяющихся интенсивностях отказов. При увеличении значения интенсивности отказов судоводителя-оператора (α4,7 и α5,7) вероятность нахождения системы в режиме готовности уменьшается согласно закону, представленному на графике.
Для уменьшения интенсивности отказов судоводителя необходимо усилить интенсивность подготовки оператора к рейсу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения курсового проекта был проведён анализ особенностей применения и эксплуатации САРП и на его основании разработана структурно-эксплуатационная модель функционирования САРП. Затем была разработана математическая модель оценивания показателей эксплуатационных свойств САРП.
Кроме того, в курсовой работе проведён анализ математической модели и даны практические рекомендации по её использованию. Как, например, для определения времени нахождения САРП в различных состояниях, а также для определения вероятностей нахождения в конкретных состояниях.
Разработка и анализ подобной математической модели для конкретной системы позволит выявить и оценить её позитивные и негативные свойства, а также наметить пути повышения эффективности её использования и обеспечения эксплуатационных свойств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конспект лекций по Автоматизации судовождения.
2. Родионов А.И., Сазонов А.Е. Автоматизация судовождения: Учеб. Для вузов.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Транспорт, 1992.-192 с.
3. Адерихин И.В., Лавровский В.А., Романов А.В. Курсовой проект. Требования, выполнение и защита – 2001-72 с.
4. Дуров А.А., КАН В.С., Ничипоренко Н.Т., Устинов Ю.М. Судовая радиолокация. Судовые радиолокационные системы и САРП: учебник для ВУЗов 2000;
5. Песков Ю. А. Практическое пособие по использованию САРП.- М.: Транспорт, 1995.- 225 с.