Анализ различий европейского и китайского театров

Пути зарождения китайского и европейского театров не слишком различаются – развитие искусства данных народов пошло от различных мистерий, инсценировок, народных шествий. Однако, вследствие различия культур и менталитета, театральные искусства пошли разными путями развития, на что наложили отпечаток исторические события, государственный уклад и самобытность людей.

В то время, как в Древнем Китае традиционный театр только начинал свое развитие – в Древней Греции, в силу финансового благополучия государства, уже выделялись несколько жанров драматического искусства, что прослеживаемся на примере таких произведений того времени, как комедии Менандра. Менандр – комедиограф, который писал свои произведения в духе бытового реализма, выделяя проблематику на примерах конфликтов в семейной жизни[34].

Также, китайский и европейский театры делали акцент в спектаклях на разные средства выразительности: если в Китае это чаще всего был символизм, представленный в виде игры с «невидимыми предметами», передача характера персонажей чаще всего осуществлялась через характерные костюмы, рисунки на лицах, говорящий грим, в то время, как в Европе, в частности, в Древней Греции – артисты скорее передавали проблематику через обращения и монологи, хотя и характерные костюмы тоже присутствовали. Яркие представители этого явления – Евпирид, Аристофан[35].

Подачи спектаклей также в корне различаются: на европейской сцене практически всегда присутствовал хор, в то время как на китайской же сцене спектакли исполнялись артистами, у каждого из которых было свое особое амплуа. Если в зарождающемся европейском театре допускалось исполнение сразу нескольких ролей одним артистом, то в Китае в большинстве случаев за исполнителем закреплялся определенный спектр ролей, которые он мог исполнять, в редких случаях имея возможность выйти за его пределы.На европейской сцене с самого начала не было такого четкого разделения на амплуа, как в поднебесной. Если в Китае каждая роль имела свое название и категорию (к примеру,Шэн(生)– главная мужская роль, положительная; Дань (旦) –главная женская роль)[36], то в той же Древней Греции герои просто делились на комических артистов и трагических[37].

Одним из главных и существенных различий является отсутствие жанров в китайском театре, и четкое разделение на них в европейском. Как правило, в Китае существовало только два различных типа спектаклей: постановки на гражданские темы и постановки на военные темы. В китайском спектакле действие практически не ограничивалось ни пространственными, ни временными рамками. К слову, даже в настоящее время в традиционных театрах Китая присутствует похожая структура. В то время как в Европе существовало множество различных жанров, таких как литургия, сатира, комедия, трагедия и тд., что уж говорить о постановках в наши дни.

Однако, следует отметить, что в остальных европейских странах, помимо Древней Греции, было довольно сильно влияние духовенства, что также сказалось на истории и на постановках, и вносило свои ограничения. В то время как в Китае в сформировавшемся традиционном театре силы религии как таковой не было, хотя и присутствовали жреческие организации. Хотя, таковые скорее занимались ритуальными и административными обязанностями и «не вмешивались» в театральное искусство[38].

В Китае принцип новизны никогда не был главным, ибо китайцы сильно чтили и чтят свои традиции. В отличии от европейской сцены, более привычной нам, где существует как классическая сцена, так и прогрессирующая[39].

Конечно же, европейская и китайская культуры – в корне разные, соответственно, характеристика театрального искусства данных цивилизаций, также сильно различается. В то время как европейский театр, в частности театр Древней Греции, уже в древние века был сформировавшейся и неотъемлемой частью культуры, театр Китая – только начинал свое развитие, хотя также считается одним из древнейших существующих[40]. Но это совсем не значит, что один из данных видов искусства отстающий, скорее – это два представителя неотъемлемой части культуры человечества, которые просто пошли разными путями.

 


 


Заключение

Китайский театр имеет сложную структуру и историю. Здесь, как нигде более, важны традиции, их придерживаются с древних времен.

В представленной работе была рассмотрена краткая история появления театрального искусства в Китае в древние времена, и проведен анализ особенностей китайского театра и европейского. Были изучены отличительные черты китайского традиционного театра, такие, как особые амплуа и средства выразительности. Во второй части первой главы особенно детально была рассмотрена самая известная часть традиционного театра – Пекинская опера. Проследив за историей зарождения театрального искусства в Китае, становится ясно, что история возникновения не сильно отличается от европейской истории театра, но сам характер искусства в корне другой: не существует «принципа новизны», традиции считаются главным и верным «столбом» мира артистов[41].

Традиционный театр до сих пор является достоянием и историей Китая. Персонажи проработаны до мельчайших деталей с течением времени. Грим и костюмы отражают не только характер персонажей, но и многое рассказывают об истории и культуре китайского человека.

В первой части второй главы была рассмотрена история возникновения и отличительные особенности европейского театра – на примере развития искусства в Древней Греции.

Во второй части второй главы был проведен краткий анализ особенностей представленного вида искусства на примере разных культур. Рассматривая европейский театр на примере данной великой цивилизации, где театральное искусство достигло наибольшего развития – становится явно видна глубина различий привычного для нас театрального уклада – и театрального уклада в Китае. В силу раннего развития государственности и отсутствия глобальных финансовых проблем населения (большая часть жителей были зажиточными крестьянами[42]) – в Древней Греции было больше предрасположенности для зарождения высокого искусства. В Китае же, большое количество людей были бесправными крестьянами-общинниками, которые просто не имели возможностей для зарождения полноценного театра в одно время с Грецией.


 


Список использованной литературы

Литература

1. И. В. Гайда «Китайский традиционный театр Сицюй»/ И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971.С. 126.

2. С. А.Серова «Китайский театр и традиционное китайское общество»(XVI—XVII вв.) / С. А. Серова. — М.: Наука, 1990. С. 278.

3. Серова С.А. Китайский театр – эстетический образ мира. М., 2005

4. EncyclopediaofcontemporaryChineseculture. N.-Y., 2005.

5. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н.Марковой. М., 1998. С.25.

6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М.: Объединение «ЮНИ- ТИ», 1999. СИ.

7. Культура Греции классического периода // История Древней Греции. /ПодредВ.И. Кузищина. М., 1986. С. 255.

8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С. 30-60.

9. Культура Греции классического периода // С. 261.

Источники

10. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953 — 1955.

 


[1]Серова, С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) / С. А. Серова. — М.: Наука, 1990. С. 155

[2]Гайда, И. В. Китайский традиционный театр сицюй / И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971. С. 202.

[3]Серова, С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) / С. А. Серова. — М.: Наука, 1990.С. 158.

[4]Серова С.А. Китайский театр – эстетический образ мира. М., 2005. С. 164.

[5]EncyclopediaofcontemporaryChineseculture.N.-Y., 2005.

[6] Культура Греции классического периода // История Древней Греции. /Под ред В.И. Кузищина. М., 1986. С. 255.

[7]Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С. 30-60.

[8]Гайда, И. В. Китайский традиционный театр сицюй / И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971. С. 66

[9]Серова, С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) / С. А. Серова. — М.: Наука, 1990. С. 154

[10]Серова, С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) / С. А. Серова. — М.: Наука, 1990. С. 154

[11]Encyclopedia of contemporary Chinese culture.N.-Y., 2005.

[12]Гайда, И. В. Китайский традиционный театр сицюй / И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971. С. 72

[13]Серова, С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) / С. А. Серова. — М.: Наука, 1990. С. 154

[14]Серова, С. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI—XVII вв.) / С. А. Серова. — М.: Наука, 1990. С. 155

[15]Гайда, И. В. Китайский традиционный театр сицюй / И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971. С. 75

[16]EncyclopediaofcontemporaryChineseculture.N.-Y., 2005. С. 57

[17]Encyclopedia of contemporary Chinese culture.N.-Y., 2005. С. 57

[18]Серова С.А. Китайский театр – эстетический образ мира. М., 2005 с. 127.

[19]Гайда, И. В. Китайский традиционный театр сицюй / И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971. С. 87

[20]Гайда, И. В. Китайский традиционный театр сицюй / И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971. С. 87

[21]Серова С.А. Китайский театр – эстетический образ мира. М., 2005. С. 100

[22]Encyclopedia of contemporary Chinese culture.N.-Y., 2005. С. 64

 

[23]Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953 — 1955.

 

[25]Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М.: Объединение «ЮНИ- ТИ», 1999. СИ.

[26]Культура Греции классического периода // История Древней Греции. /Под ред В.И. Кузищина. М., 1986. С. 255.

[27]: Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С. 30-60.

[28]Культура Греции классического периода // История Древней Греции. /Под ред В.И. Кузищина. М., 1986. С. 255.

[29]Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953 — 1955.

[30]Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С. 30-60.

[31] Культура Греции классического периода // История Древней Греции. /Под ред В.И. Кузищина. М., 1986. С. 255.

[32]Серова С.А. Китайский театр – эстетический образ мира. М., 2005. С. 100

[33]Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М.: Объединение «ЮНИ- ТИ», 1999. СИ.

[34]Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953 — 1955.

[35]Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С. 30-60.

[36]Гайда, И. В. Китайский традиционный театр сицюй / И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971. С. 87

[37]Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953 — 1955.

[38] С. А. Серова «Китайский театр и традиционное китайское общество» (XVI—XVII вв.) / С. А. Серова. — М.: Наука, 1990. С. 157.

[39]Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 ч. / Сост. и ред. С.С. Мокульский. М., 1953 — 1955.

[40]И. В. Гайда «Китайский традиционный театр Сицюй» / И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971. С. 87

[41] И. В. Гайда «Китайский традиционный театр Сицюй» / И. В. Гайда. — М.: Наука, 1971. С. 87

[42]Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С. 30-60.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: