Приказ СК России/Росгвардии от 02.12.2017 N 142/518 "Об утверждении Инструкции об организации работы по взаимодействию Следственного комитета Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении взаимных расчетов в связи с обеспечением Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации"
Приказ Генпрокуратуры России/Росгвардии от 18.04.2017 N 271/119 "О Порядке взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении взаимных расчетов в связи с обеспечением органов военной прокуратуры"
СОГЛАШЕНИЕ между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности
Приказ Министра обороны РФ/МВД России/МЧС России /Минпромторга России/ФСБ России /ФСО России /Росгвардии/СВР России /ГУСП России /Ростехрегулирования от 02.10.2017 N 604/749/409/3409/543/554/415/46/68/2061 "Об утверждении Положения о Межведомственном совете по обеспечению единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации"
|
|
Приказ Росгвардии/МВД России от 26.06.2017 N 188/417 "Об утверждении Порядка предоставления полиции доступа к банкам данных о лицах, получивших удостоверение частного охранника, и лицах, владеющих оружием"
Приказ Росгвардии от 30 сентября 2016 г. N 105/607 "О некоторых вопросах организации работы по реализации Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"
Совместный приказ МВД России и Росгвардии от 7 октября 2016 г. № 292дсп/633дсп «О некоторых вопросах организации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности».
Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов
Как уже указывалось, к числу важнейших отличительных признаков правоохранительных органов относятся предоставление им в целях восстановления законности и правопорядка права применять меры государственного принуждения, общественного и иного воздействия. Реализация данного права, как правило, связана со вторжением этих органов в сферу наиболее жизненно важных интересов как отдельной личности, так и интересов отдельных государственных учреждений, общественных, частных коммерческих и иных организаций и структур. В целях предупреждения возможного нарушения законности со стороны правоохранительных органов за их деятельностью установлена определенная система контроля и надзора. Прежде всего это касается тех органов, которые находятся на основных направлениях правоохранительной деятельности: обеспечения общественной безопасности, правопорядка, предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия и расследования. К таким органам в первую очередь относятся органы безопасности, органы внутренних дел, органы государственной налоговой службы и др.
|
|
Законодательными и иными правовыми актами установлен ряд форм контроля над деятельностью этих органов, в том числе: парламентский; президентский; судебный; ведомственный.
Парламентский контроль осуществляется со стороны Федерального Собрания – парламента Российской Федерации в форме парламентских слушаний и расследований, заслушивания руководителей соответствующих министерств и ведомств.
Президентский контроль осуществляется путем заслушивания Президентом РФ отчетов руководителей соответствующих правоохранительных органов, утверждения общегосударственных программ их деятельности, определения видов информации о результатах правоохранительной деятельности и порядка ее представления.
Судебный контроль. Его осуществляет прежде всего Конституционный Суд Российской Федерации. Он рассматривает и разрешает на своих заседаниях дела о конституционности международных договоров, федеральных законов и иных актов органов законодательной власти, нормативных актов представительных и исполнительных органов. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Судебный контроль осуществляют также суды общей юрисдикции путем рассмотрения и разрешения уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции соответствующих правоохранительных органов (прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности), рассмотрения и разрешения гражданских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан[v], предприятий, учреждений и организаций.
Существует еще одна категория дел – дела об административных правонарушениях, которые могут вести различные правоохранительные органы. Реализуя полномочия по их рассмотрению, народные суды и судьи осуществляют одновременно контроль за законностью административного производства соответствующими правоохранительными органами. И, наконец, судебный контроль осуществляется в ходе рассмотрения дел о преступлениях и иных правонарушениях, совершаемых самими сотрудниками и должностными лицами правоохранительных органов.
В структурах некоторых правоохранительных органов (ФСБ, ОВД, прокуратура, органы юстиции и др.) установлена и осуществляется своя система ведомственного контроля.
Прокурорский надзор за исполнением законов правоохранительными органами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Тема 2. Федеральная служба войск национальной гвардии: основные направления, правовая основа, принципы деятельности.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия)] — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, создана 5 апреля 2016 года. В структуру службы входят войска национальной гвардии Российской Федерации, созданные на базе ВВ МВД России. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.
|
|
Правовое положение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
Одним из важнейших элементов системы обеспечения внутренней безопасности является правовой механизм обеспечения эффективного функционирования органов государственной власти, предназначенных для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В этой связи следует отметить важность образования новой структуры - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия). Правовую основу образования данной федеральной службы заложил Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
Целями создания Росгвардии являются обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с указом Президента Российской Федерации внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации. Росгвардия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в четырех сферах деятельности: войск национальной гвардии Российской Федерации, оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны. Росгвардию возглавляет ее директор - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющий управление войсками национальной гвардии Российской Федерации. Президентом Российской Федерации подписан указ от 5 апреля 2016 года № 158 «О директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации».
|
|
Директор Росгвардии - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации пользуется при решении вопросов организации деятельности Федеральной службы, прохождения военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службы в Федеральной службе правами и полномочиями, установленными для руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба).
Росгвардия включает в себя следующие структурные составляющие: 1) органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД России; 2) специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) территориальных органов МВД России; 3) отряды мобильные особого назначения (ОМОН) территориальных органов МВД России; 4) Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиационные подразделения МВД России. Кроме того, в ведение Росгвардии передано федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Охрана» МВД России. На Росгвардию возложено решение следующих основных задач: а) участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; б) участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции; в) участие в борьбе с экстремизмом; г) участие в территориальной обороне Российской Федерации; д) охрана важных государственных объектов и специальных грузов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации; е) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации; ж) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны.
Одной из ведущих задач Росгвардии является участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения. Охрана общественного порядка осуществляется патрульно-постовыми нарядами, через сети стационарных постов полиции, патрульных участков, путем комплексного привлечения к охране общественного порядка сотрудников полиции и военнослужащих войск национальной гвардии, общественных формирований.
Общественная безопасность - неотъемлемая часть национальной безопасности, охватывающая общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей и их имущества. Ведущее место в системе сил обеспечения безопасности занимает МВД России и Росгвардия. В данной деятельности они в полной мере использует специальные силы и средства, которые действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.
Чрезвычайное положение означает особый правовой режим, вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях.
Особо опасными преступлениями против общественной безопасности являются терроризм, т.е. идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий)5. В борьбе с терроризмом применяется Росгвардия. В частности, она может использоваться для пресечения террористических актов в Российской Федерации, на объектах производственной деятельности, участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном законом.
Участие Росгвардии в борьбе с экстремизмом предполагает выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Данное направление деятельности регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности».
Участие Росгвардии в территориальной обороне Российской Федерации предусматривает систему осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов. Задача Росгвардии по охране важных государственных объектов и специальных грузов осуществляется путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических мероприятий и войсковых действий с целью надежный охраны и обороны таких объектов и грузов. Так, к важным государственным объектам относятся объекты, расположенные в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации осуществляется Росгвардией путем обеспечения по представлениям пограничных органов временного ограничения или воспрещения доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны предполагает деятельность Росгвардии по трем направлением.
Первое направление - осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об оружии».
В соответствии с действующим законодательством об оружии, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Второе направление - осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной охранной деятельности регулируется Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 (ред. от 13.07.2015) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется в пределах, установленных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Третье направление - осуществление вневедомственной охраны, предусматривает организацию охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, а также организацию охраны объектов на договорной основе. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией утверждается Правительством Российской Федерации. Организация охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, осуществляется Центром специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, который вошел в состав Росгвардии, его подчиненными подразделениями, федеральными государственными казенными учреждениями - управлениями (отделами) вневедомственной охраны территориальных органов МВД России на региональном уровне, их филиалами. Охрану объектов на договорной основе осуществляет ФГУП «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации. Оно было создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66 «Вопросы реформирования подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» и является правопреемником по договорам, заключенным подразделениями вневедомтвенной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на военизированную, сторожевую охрану и на проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны.
Основные нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
"Об оружии"
Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ
Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»
Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557
«Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
"О противодействии коррупции"
Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815
«О мерах по противодействию коррупции»
Федеральный закон от 6 марта 2006 г.№ 35-ФЗ
«О противодействии терроризму»
Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ
О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377
«О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ
О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272
"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)"
Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ
О войсках национальной гвардии Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157
"Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"
Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 06.10.2016 № 286
"О полномочиях должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию"
Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510
"О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации"