Федеральное государственное образовательное бюджетное

Учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Департамент социологии

 

Контрольная работа

По дисциплине: «ЛОГИКА. ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ»

ВАРИАНТ №……

 

 

Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),

номер группы

Проверил:

должность, звание, Ф.И.О.

 

Москва

2018 год

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ 1.

Задание 1. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил установите, следует ли вывод с необходимостью.

Пример:

1. Делаем вывод из посылок: Некоторые юристы (М) – адвокаты (Р). Семенов (S) – юрист (М). Семенов (S) – адвокат (Р).

2. Определяем фигуру: М Р 1-я фигура S М

3. Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей.

Задание:

1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза. Следовательно…

2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает логику.

3. Некоторые студенты – отличники. Сидоров – не отличник.

4. Некоторые студенты – отличники. Семенов – студент.

5. Некоторые врачи – кардиологи. Все присутствующие на совещании – кардиологи.

6. Каждый участник долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Н. – участник общей долевой собственности.

Задание 2. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.

Пример:

(А) все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-).

(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+).

Схема вывода: Все S есть Р. Некоторые Р есть S.

Задание:

1. Работники милиции принимают присягу.

2. Некоторые студенты Финуниверситета первокурсники.

3. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.

4. Некоторые ученые (и только ученые) академики.

5. Иванов - квалифицированный специалист.

6. Все преступления - общественно опасные деяния.

7. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.

8. Многие страны Африки завоевали политическую независимость.

9. Все материалисты (и только они) признают первичность материи.

10. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности.

11. Некоторые юристы - адвокаты.

12. Не всякий генерал от природы полный (Прутков).

13. Узурпация государственной власти - тягчайшее преступление.

14. Религиозные организации не выполняют государственных функций.

15. Кит - не рыба.

Задание 3.

Проанализируйте предлагаемые Вашему вниманию несколько определений понятия «аргументация». Выберите, какое из этих определений, по Вашему мнению, наиболее адекватно выражает содержание термина «аргументация».

1. Аргументация (лат. Argumentatio - приведение аргументов) — приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить сочувствие другой стороны к выдвинутому положению; совокупность таких доводов.

2. Рациональное обоснование (аргументация) есть использование средств и методов рационального мышления с целью убедить кого-либо в истинности некоторого высказывания или системы высказываний.

3. Аргументация – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у оппонентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса с целью выработки активной жизненной позиции и реализации определенных программ действий, вытекающих из доказываемого положения.

 4. Аргументация – это явная речевая деятельность, цель которой - изменить позицию какого-либо субъекта с помощью рассуждений.

 

 Задание 4. Тесты

1.Закон структурно-смысловой связи элементов мысли между собой, придающий ей определенную форму, посредством которой выражается содержание мысли – это формально-логическй …

2.Опираясь на закон тождества, установите, в каком случае сохраняется тождество суждений, если выделенное понятие заменить другим: Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок.
- глухой;
- темный;
- пустынный;
- узкий.

3. Какие из указанных соотношений понятий являются правильными?

- Понятие доказательства шире понятия аргументации;

- Понятие доказательства симметрично понятию аргументации;

- Понятие опровержения шире, чем понятие критика;

- Понятие аргументации шире, чем понятие доказательства.

4. Какими методами осуществляется прямое опровержение тезиса?

- Разделительное опровержение тезиса.

- Опровержение тезиса путем лишения основания.

- Апагогическое опровержение тезиса.

- Опровержение тезиса через опровержение вывода.





ВАРИАНТ 2.

Задание 1. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу, постройте их схему в символической записи. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...»).

Пример:

В случае отсутствия кворума собрание не состоится.

1. Запишем посылку с помощью логического союза «если..., то…».

Если нет кворума (р), то собрание не состоится (q).

2. Построим умозаключение по утверждающему модусу:

Если нет кворума (р), то собрание не состоится (q).

Кворума нет (р).

Следовательно, собрание не состоится (q).

Схема модуса: p.q, p - утверждающий модус. q

3. Построим умозаключение по отрицающему модусу:

Если нет кворума (р), то собрание не состоится (q).

Собрание состоится (q).

Значит, кворум есть (p).

Схема модуса: p.q, q - отрицающий модус. p

Задание:

1. Если будет засуха, посевы погибнут.

2. Если суд придет к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств.

3. Одно и то же лицо не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого.

4. Из-за неблагоприятной погоды рейс может быть отложен.

5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Крылов).

6. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

7. Трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.

8. Для усыновления требуется согласие усыновляемого при достижении им десятилетнего возраста.

9. Если условия среды становятся для клетки неблагоприятными, то функции ее постепенно ослабевают.

10. Предметы и ценности, добытые преступным путем, при обыске подлежат изъятию.

11. Если нападают, надо защищаться.

12. Беда, коль пироги начнет печи сапожник (Крылов).

13. Не наловишь рыбы — не сваришь ухи.

14. Когда Борис хитрить не перестанет,

Давай народ искусно волновать (Пушкин).

15. Кто вино любит, сам себя губит.

Задание2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Пример:

«Юрист» — понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.

1. Государство. 2. Западная граница государства. 3. Невиновность. 4. Учитель. 5. Демонтаж. 6. Законность. 7. Кража. 8. Бескорыстие. 9. Отечество. 10. Министерство юстиции. 11. Подвиг. 12. Мужество космонавта Леонова. 13. Социальная справедливость. 14. Судимость. 15. Созвездие Большой Медведицы. 16. Рота. 17. Случайность. 18.

Атеист. 19. Невменяемость. 20. Сонет. 21. Фронт.

Задание 3.

«Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! – говорит покупательница торговке. – Что?! – кричит та. – Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким – самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала!» (Г. Гегель. «Кто мыслит абстрактно».)

Дайте характеристику «аргументации» торговки. Вспомните другие аналогичные примеры.

 

Задание 4. Тесты

1. Закон противоречия нарушен в следующем высказывании:
1. Я знаю только то, что я ничего не знаю. (Сократ)
2. В детстве у меня не было детства. (А.П. Чехов)
3. История учит только тому, что она ничему не учит. (Г.Ф.Гегель)
4. Ни в одном из этих высказываний.

2. В этом шуточном четверостишии
Мы ходили по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презеленый, красный шар.
                       (С.В. Михалков)
преднамеренно нарушен закон
1. тождества;
2. непротиворечия;
3.исключенного третьего;
4.достаточного основания.

3. Что не входит в структуру доказательства.

- Аргументы

- Тезис

- Регламент

- Демонстрация.

 

4. Какая ошибка допущена в данном утверждении? \\ «Студенты Соколов и Еремеев на занятиях сидят за одним столом. Значит, они дружат»

- Поспешность обобщения

- Обобщение без достаточного основания

- Подмена причинной связи.

- Подмена условного безусловным.















ВАРИАНТ 3

Задание 1.. Произведите анализ определений через род и видовое отличие; укажите определяемое и определяющее понятия, в последнем - род и видовое отличие.

Пример:

Суд (А), орган государства (В), рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами (с). А - определяемое понятие, Вс - определяющее. В - род, с - видовое отличие.

1. Держава - большое независимое государство, ведущее самостоятельную политику.

2. Клика - группа людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.

3. Бунт - стихийное восстание.

4. Халатность - должностное преступление, состоящее в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

5. Девиз - краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности.

6. Реформа - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

7. Дееспособность - способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

8. Сепаратизм - политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.

9. Коллизионная норма - правовая норма, определяющая право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера.

10. Фреска - живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.

11. Проступок - противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.

12. Вакансия - незамещенная должность.

13. Биологические ритмы - циклические колебания интенсивности и характера процессов жизнедеятельности животных и растительных организмов.

14. Инсинуация - клеветническое измышление с целью опорочить кого-либо.

15. Акцепт - согласие принять предложение контрагента о заключении договора.

Задание 2.. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Пример:

«Юрист» — понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.

1. Государство. 2. Западная граница государства. 3. Невиновность. 4. Учитель. 5. Демонтаж. 6. Законность. 7. Кража. 8. Бескорыстие. 9. Отечество. 10. Министерство юстиции. 11. Подвиг. 12. Мужество космонавта Леонова. 13. Социальная справедливость. 14. Судимость. 15. Созвездие Большой Медведицы. 16. Рота. 17. Случайность. 18. Атеист. 19. Невменяемость. 20. Сонет. 21. Фронт.

Задание 3.

Заспорили как-то муж с женой. И в пылу спора муж неосторожно сказал жене: - Ты не права, дорогая. И «дорогая» ему ответила:

- По-твоему, я говорю неправду! Выходит, я обманываю! Значит, я вру! Брешу, так сказать? Значит, я собака? Мама! Он меня сукой обозвал!

Как называются в теории аргументации подобные «аргументы»? Приведите аналогичные примеры.

Как называются в логике рассуждения подобного типа? Покажите их несостоятельность.

 

Задание 4. Тесты

1.Опираясь на закон непротиворечия и исключенного третьего, установите, какие из пар суждений могут быть одновременно ложными.
1. Все дети непослушны. Некоторые дети все-таки послушны.
2.Льюис Кэрролл является автором книги «Алиса в стране чудес». Льюис Кэрролл не является автором книги «Алиса в стране чудес».
3.Всякая ложь заслуживает порицания. Ни одна ложь не заслуживает порицания.

2.Укажите, какой из формальных законов логики нарушен в следующем рассуждении: «Этот человек не болен, ведь у него не повышена температура».
1. закон тождества;
2.закон непротиворечия;
3. закон исключенного третьего;
4. закон достаточного основания.

3. Виды опровержений бывают:

- полное

- прямое 

- частичное 

- косвенное

 

4. Какими методами осуществляется прямое подтверждение тезиса?

- Апагогическое подтверждение тезиса

- Индуктивное подтверждение тезиса

- Дедуктивное подтверждение тезиса

- Разделительное подтверждение тезиса

 








ВАРИАНТ 4.

Задание 1. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

1. Государство, федерация, унитарное государство. 2. Ученый, юрист, общественный деятель. 3. Участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал. 4. Насилие, принуждение. 5. Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка. 6. Университет, высшее учебное заведение, академия. 7. Автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель. 8. Верующий, атеист. 9. Еженедельник, периодическое издание. 10. Должностное преступление, халатность, взяточничество. 11. Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие. 12. Брак, супружество. 13. Сын, отец. 14. Свободный, несвободный. 15. Эрудиция, невежество.

Задание 2. Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод.

1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Все изучающие логику - студенты юридических вузов.

2. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим. Ни один неуспевающий не является студентом нашей группы.

3. Некоторые писатели - авторы исторических романов. Некоторые авторы исторических романов - писатели.

4. Некоторые ученые - авторы научной фантастики. Некоторые авторы научной фантастики - ученые.

5. Все экономические законы - объективны. Все объективные законы - экономические.

6. Некоторые юристы - преподаватели правовых дисциплин в вузах. Некоторые преподаватели правовых дисциплин в вузах - юристы.

7. Некоторые европейские государства являются унитарными. Все унитарные государства являются европейскими.

 

Задание 3.

Проанализируйте следующее доказательство: выявите тезис, имеющиеся или подразумеваемые аргументы, оцените эти аргументы с точки зрения их обоснованности и связи с тезисом, покажите, следует ли тезис из аргументов:

«Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно, представляет собой риск, отсюда с необходимостью по правилам логики следует, что дача взятки должностному лицу является делом благородным».

 

Задание 4. Тесты

1. Умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом, называют

1. полной индукцией;

2. неполной индукцией;

3. научной индукцией.

2. Выраженное в суждении предписание в форме совета, пожелания, правила поведения или приказа, побуждающее человека к конкретным действиям является:

-эпистемической модальностью суждения;

-деонтической модальностью суждения;

-алетической модальностью суждения.

3. Как делятся доказательства по форме умозаключения?

- Прямое доказательство.

- Индуктивное доказательство.

- Дедуктивное доказательство.

- Косвенное доказательство.

4. Тезис демонстрации должен отвечать требованиям:

- убедительность;

- ясность;

- общеизвестность;

- очевидность.

 

ВАРИАНТ 5.

Задание 1. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

Примеры:

1. «Народный суд» — безотносительное.

2. «Начало» — соотносительное понятие.

1. Причина. 2. Рабочий. 3. Верх. 4. Политика. 5. Истец. 6. Ускорение. 7. Копия. 8. Положение. 9. Проблема. 10. Опасность. 11. Взяткодатель. 12. Форма. 13. Право. 14. Племянник. 15. Практика.

Задание 2.. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.

Пример:

(А) все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-).

(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+).

Схема вывода: Все S есть Р. Некоторые Р есть S.

1. Работники милиции принимают присягу.

2. Некоторые студенты МГЮА первокурсники.

3. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.

4. Некоторые ученые (и только ученые) академики.

5. Иванов - квалифицированный специалист.

6. Все преступления - общественно опасные деяния.

7. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.

8. Многие страны Африки завоевали политическую независимость.

9. Все материалисты (и только они) признают первичность материи.

10. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности.

11. Некоторые юристы - адвокаты.

12. Не всякий генерал от природы полный (Прутков).

13. Узурпация государственной власти - тягчайшее преступление.

14. Религиозные организации не выполняют государственных функций.

15. Кит - не рыба.

Задание 3.

 Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства в следующих примерах.

1) «Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты». (И.А. Крылов)

2) «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний». (Ж. Лабрюйер)

 

Задание 4. Тесты

1. Закон достаточного основания впервые был сформулирован:

1. Декартом;

2. Аристотелем;

3. Бэконом.

2. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется

1. ощущением;

2. восприятием;

3. представлением.

  3. Какие их видов доказательства классифицируются по способу ведения?

- Индуктивное.

- Прямое.

- Косвенное.

- Дедуктивное.

 

4. Какое из приведенных определений раскрывает логическую сущность доказательства?

- Это одна из форм научно-творческого познания и логического мышления, содержание которой составляет осознанное, зафиксированное противоречие между непознанной или необъясненной еще стороной объекта познания и уже имеющимся знанием.

- Это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые.

- Это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой.

- Это систематизированное исследовательское и завершенное знание, истинность которого невозможно проверить эмпирически или она вовсе не рассматривается как существенный признак.

 

 

ВАРИАНТ 6.

Задание 1. Укажите положительные и отрицательные понятия.

Примеры:

1. «Законный» — положительное понятие.

2. «Незаконный» — отрицательное понятие.

1. Верность. 2. Безволие. 3. Беспорядок. 4. Гуманизм. 5. Произвол. 6. Ненависть. 7. Контроль. 8. Антифашист. 9. Антиквар. 10. Анархия. 11. Ананас. 12. Аноним. 13. Недееспособность. 14. Принципиальность. 15. Антипатия. 16. Компетентность. 17. Халатность.

Задание 2. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. В импликативных суждениях определите вид объективной зависимости.

1. Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование.

2. Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта.

3. Поэтами рождаются, ораторами делаются (Цицерон).

4. Все, кто служит делу правопорядка, должны быть кристально чистыми перед законом либо не должны работать в этой области.

5. В случае уклонения отца (или матери) от исполнения родительских прав и обязанностей алименты на содержание ребенка взыскиваются в судебном порядке.

6. Когда служащие нарушают дисциплину, администрация вправе потребовать у них объяснения.

7. Если я еще немного задержусь, то последний электропоезд уйдет.

8. Если обвиняемый совершил преступные деяния, нарушающие нормальное функционирование транспорта и дезорганизующие другие звенья хозяйства, причиняющие или могущие причинить ущерб хозяйственной мощи страны, то в этом случае он должен быть привлечен к уголовной ответственности.

9. Если бы М.В. Ломоносов не усомнился в незыблемости догмата: «Все возникает из ничего по воле божьей», то он не мог открыть закон сохранения массы тел.

10. Если москвичи считают лето иссушающе-жарким при длительно сохраняющейся температуре + 25°, то ашхабадцы такое лето считают достаточно прохладным.

Задание 3.

Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства в следующем примере.

 «По-твоему, на свете только три несчастья и есть: жить зимой в холодной квартире, летом носить узкие са­поги да ночевать в квартире, где плачет ребенок, которого нельзя посыпать персидским порошком. У меня нет ни первого, ни второго, ни третьего. Следовательно, нет у меня несчастья». (И.С. Тургенев. «Рудин».)

Задание 4. Тесты

  1. Понятия «юрист» и «преподаватель» находятся в логическом отношении:

1. подчинения;

2. пересечения;

3. тождества.

2. Какая логическая операция с понятием проведена в следующем примере: «Посредник – один из соучастников преступления, содействующий совершению преступлениями своими действиями»?

1. Определение понятия.

2. Деление понятия.

3. Ограничение понятия.

3.   Определите соответствие:

1) Аргументы взаимозависимы (подкрепляют или дополняют друг друга);

2) Аргументы образуют иерархическую структуру;

3) Аргументы независимы друг от друга.

Какой структуре аргументации это соответствует:

A. Множественной;

B. Сочинительной;

C. Подчинительной?

Варианты:

a) 1А, 2С, 3В

b) 1С, 2А, 3В

c) 1В, 2С, 3А

 

4. Аргументация является способом обоснования знания с применением приемов …

а) только логических;

б) только психологических;

в) только физических;

г) логических и внелогических.

ВАРИАНТ 7

Задание 1. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись.

Пример:

Если бы водитель тормозил (р) — на асфальте был бы смазанный след от протектора (q). Антецедент (основание) — р, консеквент (следствие) — q, p>q.

 

1. Я буду очень удивлен, если моя догадка не подтвердится.

2. Лес рубят — щепки летят.

3. Объяснение трудного в усвоении материала становится тем более понятным, чем проще и четче излагает его преподаватель.

4. Если Николаев является инвалидом Великой Отечественной войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой группе людей.

5. Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными.

6. Курить — здоровью вредить.

7. Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, он считается принятым на постоянную работу.

8. Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу.

9. Если ты строг, то будь строгим, прежде всего, к себе.

10. Если люди сделали тебе добро - запомни это.

11. Если ты сам сделал добро людям - забудь об этом.

12. Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у

него были неисправны тормоза.

13. Птицы появились над морем - близко земля.

14. Если власть осуществляется избранными на определенный срок представительными органами, то форма государственного правления называется республикой.

15. Экран телевизора гаснет - если предохранитель перегорел.

16. Если Н. совершил преступление, то он привлекается к уголовной ответственности.

Задание 2. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

Пример:

Студент - это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А < Вс). Правильное определение: (студент — учащийся высшего учебного заведения (А = Вс).

1. Источники права - акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

2. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.

3. Кассационная жалоба - это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.

4. Инкриминирование - предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.

5. Нация – устойчивая историческая общность людей.

6. Кража – тайное похищение общественного имущества.

7. Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

8. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

9. Правоспособность – способность иметь права.

Задание 3.

 Определите тезис, аргументы и способ следующих доказательств:

1. Поскольку геометрическая фигура является треугольником, то сумма внутренних углов этой фигуры равна 180.

2. Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест.

 

  Задание 4. Тесты

1. Суждение «Переоценку долговых обязательств в связи с невозможностью их реализации можно производить максимум дважды» является:

1. единичным;

2. общим;

3. частным.

2. К какому логическому типу относится суждение «Основным правилом проведения оперативного эксперимента является искусственное создание определенных условий»?

1. Тип I: Некоторые S есть Р.

2. Тип A: Все S есть Р.

3. Тип О: Некоторые S не есть Р.

3. К какому виду опровержения относится опровержение тезиса фактами?

А. Прямое опровержение

Б. Косвенное опровержение

 

4. «Если студент посещал занятия, добросовестно изучал материал, выполнял все необходимые задания, то он готов к зачету. Студент Н. посещал занятия, добросовестно изучал материал, выполнял все необходимые задания. Значит, студент Н. готов к зачету». Это доказательство является:

-прямым;

-косвенным «методом от противного»;

-косвенным «методом исключения».

 

ВАРИАНТ 8

Задание 1. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

Пример:

Студент - это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А < Вс). Правильное определение: (студент — учащийся высшего учебного заведения (А = Вс).

1. Источники права - акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

2. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.

3. Кассационная жалоба - это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.

4. Инкриминирование - предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.

5. Нация – устойчивая историческая общность людей.

6. Кража – тайное похищение общественного имущества.

7. Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

8. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

9. Правоспособность – способность иметь права.

Задание 2. Проанализируйте суждения: определите их вид, запишите с помощью символов.

Примеры:

1) Если ты обучаешься без отрыва от производства, то для сдачи экзаменов предприятие должно предоставить тебе отпуск. Условное (импликативное) суждение (р>q).

2) Разбойное нападение может быть совершено одним человеком либо группой лиц. Дизъюнктивное суждение (pv q).

1. Сахар, брошенный в чай, тем быстрее растворяется, чем горячее чай.

2. Если я видел дальше других, то потому что стоял на плечах гигантов.

3. Укрывательство нацистских преступников несовместимо с принципами международного права, нормами морали и гуманизма.

4. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (Всеобщая декларация прав человека).

5. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если уплата вознаграждения предусмотрена законом или договором.

 

Задание 3.

Установите вид доказательства. Определите, является ли обоснование тезиса доказательным или вероятным:

1. Опрос 14 100 человек в 28 странах Европы, Азии и Америки о том, как долго они спят, когда ложатся и когда встают, показал, что меньше всех спят азиаты. Так, 91 % жителей Индонезии встают до 7 утра. Японцы не только рано встают, но и поздно ложатся: 41 % жителей Страны восходящего солнца спят за сутки менее 6 часов. В среднем из обитателей Азии 40 % ложатся в постель после полуночи, 69 % населения Тайваня отправляются спать только после полуночи.

2. Больше всех любят свою работу скандинавы. Согласно опросу, проведенному в странах Европы, 68 % трудящихся в Швеции, Норвегии и Дании отозвались о своей работе как о любимой или очень любимой. В России и Германии таких оказалось около 50 %.

 

Задание 4. Тесты

1. Какая логическая схема соответствует суждению: «Если должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренную статьей 291 УК РФ»?

1. p º q

2. p Ú q

3. p É q

2. Форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношения между предметами, называется:

1. понятием;

2. суждением;

3. умозаключением.

3. «Студент К. сдал сессию на «отлично», т.к. на обоих экзаменах – логики и философии – он получил пятерки». Но по философии у студента К. в ведомости стоит «хорошо», а не «отлично». Следовательно, он не мог сдать всю сессию на «отлично».

В этом рассуждении использован метод опровержения:

-опровержение тезиса;

-критика аргументов;

-выявление несостоятельности демонстрации.

 

4. Что означает опровержение тезиса:

- недоказанность тезиса;

- ложность тезиса;

- несостоятельность демонстрации?

 

ВАРИАНТ 9

Задание 1. Выразите в символической записи комбинированные сложные суждения.

Пример:

При нарушении служащим дисциплины (р) администрация предприятия обязана взять у него либо устные (q), либо письменные объяснения (г). В символической записи: р > (q,r).

1. Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности.

2. Если вода, которую мы берем либо из естественных, либо из искусственных водоемов, по показаниям анализов стала малопригодной для питья и приносит некоторый вред, санэпидемстанция обязана принять срочные меры по оздоровлению источников.

3. Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое.

4. Гражданину РФ начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.

5. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

6. Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием совершения преступления или был добыт преступным путем.

7. Если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое событие, то течение срока исковой давности приостанавливается.

Задание 2. Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответствующие этим отношениям.

Пример:

Организатор, пособник, соучастник преступления. Отношение соподчинения, схема 4.

1. Противоречие, конфликт. 2. Действие, бездействие. 3. Пролог, эпилог. 4. Гуманный, негуманный. 5. Коммерсант, делец. 6. Народный, антинародный. 7. Артиллерист, комендор. 8. Судебный исполнитель, филателист. 9. Крестьянское поселение, село. 10. Воздушный флот, авиация. 11. Налог, оброк. 12. Дипломат, посол, консул. 13. Договор, сделка. 14. Гармония, дисгармония. 15. Судебное решение, приговор, судебное определение.

 

Задание 3.

1. Определите тезис, аргументы и способ следующих доказательств:

1. Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест.

2. Если бы это было сердечное заболевание, то соответствующие приз­наки были бы видны на кардиограмме. Но кардиограмма - в порядке. Значит, это - не сердечный приступ.

 

Задание 4. Тесты

1. К какому из видов непосредственных умозаключений относится следующее умозаключение: «Ни один студент нашей группы не является неуспевающим. Следовательно, ни один неуспевающий не является студентом нашей группы»?

1. Превращение;

2. Обращение;

3. Противопоставление предикату.

2. Приведенный простой категорический силлогизм «Осмотр места происшествия имеет одной из своих задач обнаружение следов преступления. Осмотр места происшествия – следственное действие. Значит, некоторые следственные действия имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления» построен по:

1. I фигуре;

2. II фигуре;

3. III фигуре.

3.. Утверждение, принимаемое в теории в качестве исходного, называют:
- аксиомой;
- гипотезой;
- тезисом;
- догмой.

4. «Преступление совершил господин Н., так как он сам признался в этом и подписал показания. Но из того, что он признался и подписал показания, не следует с необходимостью, что именно он является преступником. Его могли заставить подписать показания или он выгораживает кого-то».

В этом рассуждении использован метод опровержения:

-опровержение тезиса;

-критика аргументов;

        -выявление несостоятельности демонстрации.





ВАРИАНТ 10

Задание 1. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если …, то …»).

Пример:

Если погода испортится (p), экскурсия не состоится (q).

Если экскурсия не состоится (q), то мы пойдем в театр (r).

Если погода испортится (p), то мы пойдем в театр (r).

(p.q)&(q.r) p.r

 

1. Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия.

2. Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.

3. Обмен жилыми помещениями может быть судом признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным стороны подлежат переселению в paнее занимаемые помещения.

4. Вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, способна играть созидательную роль, если она твердо встанет на рельсы творчества и развития. Если наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход собственного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки.

5. Если средства производства находятся в руках отдельных лиц или части общества, то собственность приобретает частный характер. В этом случае люди становятся в неравное отношение к средствам производства. Если же люди становятся в неравное отношение к средствам производства, то в обществе возникают отношения господства и подчинения.

Задание 2. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью. Определите фигуру силлогизма.

Пример:

1.Делаем вывод из посылок: Лицо, совершившее разбойное нападение (Р+), привлекается к уголовной ответственности (М-). П. (S +)привлекается к уголовной ответственности (М-). П. (S +)совершил разбойное нападение (Р-).

2. Из анализа посылок устанавливаем, что средний термин (М), занимающий место предиката в посылках, не распределен ни в одном из них. Нарушено 2-е правило терминов. Значит, вывод не является необходимым, заключение недостоверно.

1. Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания. Следовательно…

2. Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иван - свидетель.

3. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. М. не может быть представителем в суде.

4. Лицо, совершившее кражу личного имущества, привлекается к уголовной ответственности. Н. кражу личного имущества не совершал.

5. Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студенты — любители эстрады.

6. Некоторые офицеры имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие — офицеры.

7. Человек осваивает космическое пространство. Сорокин — человек.

8. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Н. не освобожден от уголовной ответственности.

9. Все сочинения Чехова нельзя прочитать за один день. Рассказ «Попрыгунья» - сочинение Чехова.

10. Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. поддерживают друг друга.

11. Картошка – не ананас. Все ананасы приятны на вкус.

12. Некоторые стихи оригинальны. Ни одна оригинальная работа не пишется по заказу.

 

Задание 3.

  Установите несостоятельность аргументов или демонстрации:

1. Петров не совершал кражи, так как кража — это тайное похищение чужого имущества, а он унес компьютер из своего учреждения.

2. Во время судебного разбирательства адвокат заявил, что его подзащитный не мог брать взяток, ибо он это мягкий, интеллигентный человек, любящий муж и отец.

 

Задание 4. Тесты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: