Опыт 1. Получение ортоборной кислоты

Лабораторная работа № 1

S-Элементы I-группы

Опыт 1. Взаимодействие натрия с водой

Маленький кусочек натрия (размером с горошину) пинцетом осторожно извлечь из керосина и опустить в кристаллизатор с водой. Записать наблюдения и уравнение реакции взаимодействия натрия с водой. К полученному раствору прибавить 1 каплю фенолфталеина. Объяснить наблюдения.

 

Опыт 2. Получение пероксида натрия

В две пробирки внести порошкообразный пероксид натрия (2-3 микрошпателя) и прибавить по 5 капель раствора серной кислоты. В одну пробирку прибавить несколько капель разбавленного раствора йодида калия, в другуюк – несколько капель раствора перманганата калия. Отметить наблюдения. Какие свойства проявляют в обеих реакциях пероксиды? Написать соответствующие уравнения реакций.

 

Опыт 3. Качественная реакция на ион натрия

На предметное стекло поместить несколько капель насыщенного раствора хлорида натрия, осторожно выпарить досуха, затем прибавить несколько капель раствора цинкуранилацетата Zn(UO2)3(CH3COO)8. Рассмотреть кристаллы в микроскоп, отметить их цвет и форму. Написать уравнение реакции.

Опыт 4. Качественная реакция на ион калия

На предметном стекле к 1 капле слегка подкисленного соляной кислотой раствора соли калия прибавить 1-2 капли раствора гексанитритокобальтата (III) натрия Na3[Co(NO2)6]. Через некоторое время образуется желтый кристаллический осадок. Отметить форму кристаллов, используя микроскоп. Написать уравнение реакции.

 

Опыт 5. Окрашивание пламени солями щелочных металлов

Стальную проволоку, конец которой загнут в ушко, смочить раствором соляной кислоты и прокалить ее. Если появилось окрашивание пламени, то прокаливание продолжать до исчезновения посторонней окраски. После этого коснуться раскаленной проволокой сухой соли натрия и внести ее в пламя горелки. Отметить окраску пламени. Повторить опыт с солями калия, лития и рубидия.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие металлы называются щелочными и почему? Что общего в строении внешних электронных оболочек имеют атомы щелочных металлов?

2. Написать уравнения гидролиза: а) карбоната натрия; б) фосфата калия.

3. Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:

а) К → КОН → К2СО3 → КНСО3 → КNO3

б) NaCl → HCl → KCl → K → KOH

4. Какие вещества в технике называют: кальцинированной содой, кристаллической содой, питьевой содой, каустической содой?

 

 

Лабораторная работа № 2

S-Элементы II группы

    Опыт 1. Получение и свойства гидроксида бериллия

В пробирку внести 3-4 капли разбавленного раствора соли бериллия и по каплям добавлять 0,1 М раствор гидроксида натрия до образования осадка.

Разделить осадок на две части и поместить в пробирки. В одну пробирку прибавить соляную кислоту, в другую – 40% раствор гидроксида натрия. Что наблюдается? На какое свойство гидроксида бериллия это указывает? Написать уравнения реакций.

 

Опыт 2. Получение гидроксида магния и его растворение в кислоте, солях аммония

В пробирку с раствором соли магния прибавлять по каплям раствор щелочи до образования осадка. Осадок разделить на три части и поместить в пробирки. В первую прибавлять по каплям 40% раствор гидроксида натрия, во вторую – концентрированную соляную кислоту, в третью - насыщенный раствор хлорида аммония. В каких пробирках наблюдалось растворение осадка? О каких свойствах это свидетельствует? Написать соответствующие уравнения реакций.

 

Опыт 3. Качественная реакция на ион магния

В пробирку капнуть 1-2 капли раствора соли магния. Добавить 1 каплю раствора HCl и 2 капли раствора гидрофосфата натрия Na2НРО4. После этого прибавлять по каплям раствор гидроксида аммония до образования характерного кристаллического осадка MgNH4PO4·6Н2О. При этом, если осадок выпадет не сразу, следует потереть стеклянной палочкой о стекло. Написать уравнение реакции.

 

Опыт 4. Получение гидроксида кальция и его свойства

Пользуясь щипцами прокалить небольшой кусочек мела на пламени горелки в течение нескольких минут. После этого опустить образовавшийся твердый продукт разложения в пробирку с дистиллированной водой. Как называется этот процесс в промышленности? Раствор испытать фенолфталеином, а затем пропустить через него оксид углерода (IV) из аппарата Киппа (сначала немного, затем избыток). Что наблюдается? Написать уравнения реакций. Какие свойства проявляет гидроксид кальция?

 

Опыт 5. Окрашивание пламени солями щелочноземельных металлов

Стальную проволоку, конец которой загнут в ушко, смочить раствором соляной кислоты и прокалить ее. Если появилось окрашивание пламени, то прокаливание продолжать до исчезновения посторонней окраски. После этого коснуться раскаленной проволокой сухой соли кальция и внести ее в пламя горелки. Отметить окраску пламени. Повторить опыт с солями стронция и бария. Описать наблюдаемые явления.

 

 

Опыт №6. Сульфаты щелочноземельных металлов

В три пробирки внести раздельно по 2-3 капли растворов солей кальция, стронция, бария. В каждую пробирку добавить по 3-4 капли раствора сульфата натрия Na2SO4. Отметить разную скорость образования осадков. Чем это объясняется?

Испытайте действие HCl на полученные сульфаты.

Записать уравнения реакций и произведения растворимости (ПР) осадков.

 

Опыт №7. Оксалаты щелочноземельных металлов

В пробирки с растворами солей кальция, стронция, бария (по 3-4 капли) внести по 3-4 капли раствора оксалата калия K2C2O4. Отметить образование осадков.

Испытайте действие соляной кислоты на полученные осадки.

Записать уравнение реакций.

 

Лабораторная работа №3

P-элементы III группы

 

Опыт 1. Получение ортоборной кислоты

В пробирку налить насыщенный раствор буры, нагреть и осторожно влить концентрированный раствор серной кислоты. Охладить пробирку под краном, отметить цвет образующихся кристаллов ортоборной кислоты. Составить уравнение реакции. Из пробирки слить в раковину большую часть раствора. К оставшимся на дне кристаллам Н3ВО3 добавить дистиллированную воду. Испытать растворимость ортоборной кислоты при комнатной температуре и при нагревании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: