Опыт 1. Получение аморфного углерода и его свойства

1) В фарфоровый тигель всыпать около 2 г измельченного сахара, поставить на плитку и нагреть. Вначале сахар плавится, обугливается и масса при этом сильно вспенивается вследствие образования летучих продуктов, которые обычно загораются. В остатке получается уголь в виде объемной массы. Полученный уголь прокалить (10 мин), затем охладить.

2) В пробирку поместить 2-4 капли концентрированного раствора серной кислоты и небольшое количество угля. Смесь осторожно нагреть над пламенем горелки. Когда начнется выделение пузырьков газа, поднести к отверстию пробирки фильтровальную бумагу, смоченную раствором йода. Отметить наблюдаемые явления. По запаху определить один из выделяющихся газов. Написать уравнение реакции, учитывая, что продуктом окисления угля, является СО2.

 

Опыт 2. Адсорбционные свойства угля

В колбе или стакане слегка окрасить воду фуксином или метиловым фиолетовым и разделить ее на две части. Одну оставить для сравнения. В другую внести мелкоизмельченный уголь и сильно встряхивать в течение 2-3 минут. Дать раствору отстояться, затем его отфильтровать. Отметить изменение концентрации красителя.

     

Опыт 3. Свойства солей угольной кислоты

1) В две пробирки внести по 5-6 капель дистиллированной воды и по 2-3 капли раствора фенолфталеина. Затем в одну внести несколько кристаллов карбоната натрия, в другую – гидрокарбоната натрия. В обеих ли пробирках происходит гидролиз при комнатной температуре? Отметить различие в окраске индикатора. Составить уравнения гидролиза для взятых солей.

2) Взять три пробирки. В первую внести 4-5 капель раствора хлорида кальция, в другую – 4-5 капель раствора хлорида бария, в третью – 4-5 капель раствора хлорида стронция. В каждую добавить такой же объем раствора карбоната натрия. Наблюдать выпадение осадков соответствующих карбонатов. Добавить раствор уксусной кислоты в пробирки с осадками. Что наблюдается? Написать уравнения реакций.

 

Опыт 4. Получение гидрогеля и гидрозоля кремниевой кислоты

В две пробирки внести по 4-5 капель насыщенного раствора силиката натрия Na2SiO3. В первую пробирку добавить примерно такой же объем разбавленной соляной кислоты и перемешать раствор стеклянной палочкой. Что наблюдается? Написать уравнение реакции и объяснить результаты опыта.

Во вторую пробирку с силикатом натрия внести в 2 раза больший объем концентрированной соляной кислоты. Выпадет ли осадок гидрогеля H2SiO3? Полученный гидрозоля кремниевой кислоты нагреть до кипения. Что наблюдается?

 

Опыт 5. Гидролиз солей кремниевой кислоты

1) В пробирку внести 3-5 капель раствора силиката натрия и 1 каплю раствора фенолфталеина. Что наблюдается? Написать уравнения гидролиза в ионной и молекулярной формах.

2) В пробирку с раствором силиката натрия (3-5 капель) добавить такой же объем раствора хлорида аммония NH4Cl. Указать какое вещество выпадет в осадок. Написать уравнение гидролиза силиката аммония в ионной и молекулярной формах. Объяснить, почему гидролиз силиката аммония протекает до конца.

 

Опыт 6. Нерастворимые соли кремниевой кислоты

Налить в четыре пробирки по 5-6 капель раствора силиката натрия и добавить в них такой же объем растворов солей: кальция, железа, кобальта, никеля. Наблюдать происходящие явления. Написать уравнения реакций образования нерастворимых силикатов.

 

Опыт 7. Восстановление олова из раствора его солей

В пробирку внести 10-12 капель раствора соли олова (II) и опустить небольшой кусочек цинка. Что наблюдается? Написать уравнение реакции. Восстановителем или окислителем является ион олова в этой реакции?

 

Опыт 8. Восстановительные свойства солей олова (II)

    Взять три пробирки, внести в первую 5-6 капель бромной воды, во вторую – 3-4 капли подкисленного раствора перманганата натрия, в третью 5-6 капель раствора соли железа (III) и 1-2 капли тиоцианата аммония NH4CNS. Добавить в каждую из пробирок по несколько капель раствора соли олова (II) до изменения первоначальной окраски растворов. Записать наблюдения, составить уравнения реакций.

 

Опыт 9. Получение гидроксида олова (II) и исследование его свойств

В две пробирки внести по 2-3 капли раствора соли олова (II). По каплям в две пробирки добавлять раствор щелочи. Что наблюдается? К полученному гидроксиду олова (II) добавить в первую пробирку соляной кислоты, во вторую – избыток раствора щелочи. Записать наблюдения. На какие свойства гидроксида они указывают? Составить соответствующие уравнения реакций.

 

Опыт 10. Качественное определение ионов олова (II)

Прибавляя к раствору соли олова (II) избыток раствора гидроксида натрия, получить раствор тетрагидроксостанната (II) натрия. К полученному раствору прибавить немного соли висмута (III). Отметить цвет образовавшегося осадка и составить уравнение реакции.

 

Опыт 11. Получение и свойства гидроксида свинца (II)

    В две пробирки внести по 2-3 капли раствора соли свинца (II) и по каплям добавлять в каждую раствор щелочи до выпадения осадка. К полученному осадку добавить в первую пробирку раствор азотной кислоты, во вторую – избыток раствора щелочи. Что происходит с осадком в обеих пробирках? Какие свойства гидроксида свинца (II) подтверждаются наблюдениями? Написать уравнение реакций.

 

Опыт 12. Качественное определение ионов свинца

К нескольким каплям раствора соли свинца прилить столько же раствора тиосульфата натрия Na2S2O3. Сначала выпадает белый осадок тиосульфата свинца (II), который растворяется в избытке тиосульфата натрия с образованием комплексного иона [Pb(S2O3)3]4-. При нагревании подкисленного тиосульфатного комплекса последний разлагается, выделяя черный осадок PbS. Написать соответствующие уравнения реакций.

 

Контрольные вопросы:

1. Каким образом можно получить СО2 в лабораторных условиях?

2. Что такое «растворимое стекло»? Где оно применяется?

3. Произойдет ли реакции между SnCl2 и FeCl3, Pb(NO3)2 и FeCl2?

Почему при растворении солей олова в воде раствор получается мутным?

Лабораторная работа №5

P-элементы V группы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: