Суть способа заключается в измерении компасного пеленга на ориентир с одновременным измерением вертикального угла этого же ориентира.
Многие береговые ориентиры, хорошо видимые с моря и нанесенные на карту, не всегда видны на экране РЛС. В таком случае, если известна высота ориентира (смотри пособие Огни и знаки) относительно основания, расстояние до него можно определить, измерив вертикальный угол между вершиной ориентира и его основанием. Расчетная формула для дистанции будет иметь вид:
D = 1,86 ;
Где: D – расстояние до ориентира в морских милях.
Н – высота ориентира в метрах.
α – измеренный секстаном вертикальный угол в минутах.
Порядок выполнения данного способа.
Рис.9
- Измеряем вертикальный угол ориентира А.
- Измеряем компасный пеленг на этот же ориентир А, фиксируем время и отсчет лага.
- Измеренные значения компасного пеленга (КП) и вертикального угла (α) исправляем поправками:
ИПА = КПА + ΔК;
|
|
α' = α + (i + s);
(i + s) – общая поправка секстана.
4. По формуле D = 1,86 ; рассчитываем дистанцию до ориентира А.
5. Полученные значения ИП и D прокладываем на карте см рис.9;.
6. Оформляем полученное место, заполняем вахтенный журнал.
В том случае, если известна высота ориентира относительно уровня моря, расстояние до него можно определить, измерив вертикальный угол между вершиной ориентира и уровнем моря.
Рис.10
Предположим, что наблюдатель, находясь в точке А (рис.10), измерил вертикальный угол а секстаном. Зная высоту h ориентира, он может рассчитать расстояние D. Треугольник ABC прямоугольный, стороны которого АВ = D и СВ = h, тогда
D = h ctg a.
Полагая, что D всегда больше h, возвышением глаза наблюдателя над уровнем моря можно пренебречь.
Считая также, что величина угла а обычно не превышает 5°, можно принять:
Отсюда следует:
Выражая D в милях, а высоту ориентира h в метрах, получим:
Достоинством данного способа является возможность определить место судна по одному ориентиру. При достоверности принятой поправки компаса и точности измерения расстояния обсервованное место судна получается достаточно близким к действительному. Недостатком способа является отсутствие третьей контрольной линии положения, и сложность измерения секстаном вертикального угла. Если расстояние определяют по вертикальному углу, то вертикальный угол следует измерять в первую очередь независимо от расположения судна относительно ориентира, потому что на пеленгование затрачивается значительно меньше времени, чем на измерения угла с помощью секстана.
|
|