Рис.11
Сущность способа. Нередко бывает, что в видимости судна находится лишь один ориентир, а измерить расстояние возможности нет. В таких случаях приходится определять место судна по разновременно измеренным пеленгам на один и тот же ориентир способом крюйс-пеленга. Пусть в момент времени Т1 с судна был измерен первый пеленг на ориентир (см. рис.). Это означает, что в этот момент судно находилось па линии ГКП1. По истечении некоторого промежутка времени в момент времени Т2 пеленг на ориентир измеряется вторично ГКП2, что позволяет проложить на карте вторую линию положения.
Рис.12
Применение способа. Выбрав на берегу хорошо видимый ориентир, берут по компасу его пеленг и одновременно замечают момент по часам Т1и отсчет лага ОЛ1. Спустя некоторое время, когда пеленг ориентира изменится на угол более 30°, берут его второй пеленг и замечают момент по часам Т2 и отсчет лага ОЛ2.
Рассчитывают истинные пеленги ИП1 = КП1 + ΔК ; ИП2 = КП2+ ΔК
Рассчитывают пройденное по лагу расстояние за время между взятием первого и второго пеленгов SЛ = (ОЛ2 – ОЛ1) ∙ КЛ.
|
|
Рассчитанные пеленги прокладывают на карте. Затем от ориентира А (см. рис.11) параллельно истинному курсу(линии пути)прокладывают прямую и на ней от ориентира А откладывают пройденное расстояние (SЛ). Из конца полученного отрезка, параллельно первому пеленгу, проводят линию до пересечения со вторым пеленгом. Место судна будет в точке пересечения этих линий. Счислимо-обсервованное место судна обозначается на карте треугольником с точкой в месте пересечения линий и со сторонами 3—4 мм.
- Определение места судна по створу и пеленгу.
Рис. 13
Способ отличается простотой и высокой точностью: В момент нахождения судна точно на линии створа определяется мгновенное значение поправки компаса и пеленгуется ориентир. Обсервованное место судна получается в точке пересечения проведенных на карте линии истинного пеленга и линии створа.