Порядок проведения испытаний

Вопрос порядка проведения наземных и летных испытаний важен вследствие сложности, многоплановости, дороговизны и повышенной опасности этих работ. Выбранный порядок должен обеспечивать:

- безопасность работ;

- полное и точное выполнение заданных проверок и определение требуемых характеристик;

- минимизацию затрат времени и средств.

Точных правил в этом вопросе нет, но можно указать следующие принципы, которых надо придерживаться  при определении порядка проведения испытаний.

1) в испытаниях должны быть проверены все эксплуатационные режимы полета ЛА и работы его систем, а также большинство особых ситуаций, за исключением тех, где от действий летчика ничего не зависит (катапультирование), тех, где действия летчика одинаковы для всех самолетов (потеря радиосвязи) и некоторых особо опасных (пожар, короткое замыкание — их стараются проверить в наземных или стендовых испытаниях, аварийная посадка, м.б. без шасси).

2) сначала проводятся испытания, обеспечивающие безопасность полетов, затем испытания на определение заданных характеристик по порядку их важности;

3) сначала проверяются те характеристики, невыполнение которых может привести к максимальным переделкам ЛА и повторению большого кол-ва испытаний (изменение конструкции планера, сил.уст.).

4) испытания однородных характеристик необходимо выполнять от менее опасных режимов к более опасным, от более простых режимов к более сложным, от середины диапазона каких-либо параметров к предельным значениям.

 

Исходя из этого:

- минимальные скорости желательно определить как можно раньше, для обеспечения безопасности полета, и так как от них нормируются диапазон эксплуатационных скоростей на взлете, в полете, на посадке; а характеристики сваливания и штопора обычно определяются позднее в специальных испытаниях;

- определение а/д поправок при средних эксплуатационных скоростях необходимо определить как можно раньше, на минимальных и максимальных скоростях можно позднее (логично вместе с испытаниями на этих режимах);

- наземные испытания предшествуют летным (в идеале — полностью, как минимум по испытываемой системе), т.е. систему, не испытанную на земле проверять в воздухе нельзя, если система не подлежит испытанию в данном полете и не влияет на его безопасность, то можно лететь с непроверенной системой, при этом пользоваться ей нельзя, лучше вообще ее не включать;

- испытания работоспособности систем и оборудования, необходимого для полета, выполняются в первых же полетах в комплексе с другими проверками, какие-либо специальные проверки выполняются в порядке их значимости;

- очередность маневренных, прочностных, взлетно-посадочных, летно-технических испытаний определяется в зависимости от их значимости в ТЗ с максимальным комплексированием по конфигурации и режиму полета;

 

При выполнении испытаний некоторые испытания проводятся несколько раз:

  • на первом этапе предварительных испытаний определяются основные характеристики на соответствие их нормам годности и ТЗ, экипажем осваивает ЛА, определяет его особенности, выявляются недостатки, подлежащие устранению;
  • на втором этапе предварительных испытаний подтверждается устранение выявляются недостатков, определяются все характеристики на соответствие их нормам годности и ТЗ;
  • на гос. (серт.) испытаниях повторно, но уже заказчиком или серт.органом определяются все характеристики на соответствие их нормам годности и ТЗ.


Рулежки, пробежки, подлеты, первый вылет.

 

На этом этапе за самолет берется летчик, раньше он присутствует только как зритель и ученик, поэтому это уже летные испытания, хотя самолет может не отрываться от земли.

 

Цели рулежек и пробежек:

- оценка управляемости и устойчивости при движении самолета по земле;

- оценка ходов и усилий рычагов, необходимых для поднятия носового (хвостового) колеса и при разбеге и пробеге на скоростях, близких к посадочным;

- работа силовой установки, системы управления, системы торможения и др.;

- оценка характера вибраций конструкции и оборудования при движении по земле;

- освоение экипажем ЛА.

 

Цели подлетов:

- оценка управляемости и устойчивости самолета в полете после отрыва и перед посадкой;

- оценка ходов и усилий рычагов, необходимых для отрыва самолета и на последних этапах захода на посадку (конец снижения, выравнивание, выдерживание);

- оценка скоростей отрыва и касания.

- оценка нагрузок на конструкцию и оборудования при касании;

- освоение экипажем ЛА.

 

Цель первого вылета:

- качественная оценка устойчивости и управляемости на всех этапах полета;

- качественная оценка работоспособности силовой установки, систем и оборудования ЛА;

- освоение летчиком ЛА.

 

Особенности:

- полет выполняется в простых метеоусловиях;

- полет выполняется минимальным экипажем;

- полет выполняется с неполной взлетной массой;

- продолжительность полета и объем проверок невелики;

- запрещены выходы на крайние значения всех параметров (скорости, высоты перегрузки, углов атаки, скольжения, крена, отклонения поверхностей, РРД);

- взлет и посадка на повышенной скорости;

- часто применяют самолет сопровождения.

 



Лекция 4.

Летные испытания. Номенклатура скоростей и высот полета. Определение воздушной скорости и барометрической высоты. Аэродинамическая поправка к скорости и высоте. Определение а/д поправок в ЛИ. Поправка на запаздывание. Инструментальная поправка. Определение путевой скорости и геометрической высоты полета.

 

(Лирическое вступление) Самолет летает по воздуху, и его характеристики зависят от скорости и высоты полета относительно воздуха. Но он выполняет полет между точками земной поверхности, обычно, за заданный промежуток времени. Поэтому в авиации важно знать скорости и высоты как относительно земной поверхности, так и относительно воздуха.

 

Высота полета бывает:

- геометрическая;

- барометрическая по стандартному давлению;

- барометрическая по давлению места (заданного места земной поверхности).

 

Скорость бывает земная (относительно поверхности земли) и воздушная (относительно воздуха.

Воздушная скорость бывает:

- истинная (TAS),

- индикаторная (EAS),

- индикаторная земная (CAS),

- приборная исправленная,

- приборная (IAS).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: