Вопрос порядка проведения наземных и летных испытаний важен вследствие сложности, многоплановости, дороговизны и повышенной опасности этих работ. Выбранный порядок должен обеспечивать:
- безопасность работ;
- полное и точное выполнение заданных проверок и определение требуемых характеристик;
- минимизацию затрат времени и средств.
Точных правил в этом вопросе нет, но можно указать следующие принципы, которых надо придерживаться при определении порядка проведения испытаний.
1) в испытаниях должны быть проверены все эксплуатационные режимы полета ЛА и работы его систем, а также большинство особых ситуаций, за исключением тех, где от действий летчика ничего не зависит (катапультирование), тех, где действия летчика одинаковы для всех самолетов (потеря радиосвязи) и некоторых особо опасных (пожар, короткое замыкание — их стараются проверить в наземных или стендовых испытаниях, аварийная посадка, м.б. без шасси).
2) сначала проводятся испытания, обеспечивающие безопасность полетов, затем испытания на определение заданных характеристик по порядку их важности;
|
|
3) сначала проверяются те характеристики, невыполнение которых может привести к максимальным переделкам ЛА и повторению большого кол-ва испытаний (изменение конструкции планера, сил.уст.).
4) испытания однородных характеристик необходимо выполнять от менее опасных режимов к более опасным, от более простых режимов к более сложным, от середины диапазона каких-либо параметров к предельным значениям.
Исходя из этого:
- минимальные скорости желательно определить как можно раньше, для обеспечения безопасности полета, и так как от них нормируются диапазон эксплуатационных скоростей на взлете, в полете, на посадке; а характеристики сваливания и штопора обычно определяются позднее в специальных испытаниях;
- определение а/д поправок при средних эксплуатационных скоростях необходимо определить как можно раньше, на минимальных и максимальных скоростях можно позднее (логично вместе с испытаниями на этих режимах);
- наземные испытания предшествуют летным (в идеале — полностью, как минимум по испытываемой системе), т.е. систему, не испытанную на земле проверять в воздухе нельзя, если система не подлежит испытанию в данном полете и не влияет на его безопасность, то можно лететь с непроверенной системой, при этом пользоваться ей нельзя, лучше вообще ее не включать;
- испытания работоспособности систем и оборудования, необходимого для полета, выполняются в первых же полетах в комплексе с другими проверками, какие-либо специальные проверки выполняются в порядке их значимости;
|
|
- очередность маневренных, прочностных, взлетно-посадочных, летно-технических испытаний определяется в зависимости от их значимости в ТЗ с максимальным комплексированием по конфигурации и режиму полета;
При выполнении испытаний некоторые испытания проводятся несколько раз:
- на первом этапе предварительных испытаний определяются основные характеристики на соответствие их нормам годности и ТЗ, экипажем осваивает ЛА, определяет его особенности, выявляются недостатки, подлежащие устранению;
- на втором этапе предварительных испытаний подтверждается устранение выявляются недостатков, определяются все характеристики на соответствие их нормам годности и ТЗ;
- на гос. (серт.) испытаниях повторно, но уже заказчиком или серт.органом определяются все характеристики на соответствие их нормам годности и ТЗ.
Рулежки, пробежки, подлеты, первый вылет.
На этом этапе за самолет берется летчик, раньше он присутствует только как зритель и ученик, поэтому это уже летные испытания, хотя самолет может не отрываться от земли.
Цели рулежек и пробежек:
- оценка управляемости и устойчивости при движении самолета по земле;
- оценка ходов и усилий рычагов, необходимых для поднятия носового (хвостового) колеса и при разбеге и пробеге на скоростях, близких к посадочным;
- работа силовой установки, системы управления, системы торможения и др.;
- оценка характера вибраций конструкции и оборудования при движении по земле;
- освоение экипажем ЛА.
Цели подлетов:
- оценка управляемости и устойчивости самолета в полете после отрыва и перед посадкой;
- оценка ходов и усилий рычагов, необходимых для отрыва самолета и на последних этапах захода на посадку (конец снижения, выравнивание, выдерживание);
- оценка скоростей отрыва и касания.
- оценка нагрузок на конструкцию и оборудования при касании;
- освоение экипажем ЛА.
Цель первого вылета:
- качественная оценка устойчивости и управляемости на всех этапах полета;
- качественная оценка работоспособности силовой установки, систем и оборудования ЛА;
- освоение летчиком ЛА.
Особенности:
- полет выполняется в простых метеоусловиях;
- полет выполняется минимальным экипажем;
- полет выполняется с неполной взлетной массой;
- продолжительность полета и объем проверок невелики;
- запрещены выходы на крайние значения всех параметров (скорости, высоты перегрузки, углов атаки, скольжения, крена, отклонения поверхностей, РРД);
- взлет и посадка на повышенной скорости;
- часто применяют самолет сопровождения.
Лекция 4.
Летные испытания. Номенклатура скоростей и высот полета. Определение воздушной скорости и барометрической высоты. Аэродинамическая поправка к скорости и высоте. Определение а/д поправок в ЛИ. Поправка на запаздывание. Инструментальная поправка. Определение путевой скорости и геометрической высоты полета.
(Лирическое вступление) Самолет летает по воздуху, и его характеристики зависят от скорости и высоты полета относительно воздуха. Но он выполняет полет между точками земной поверхности, обычно, за заданный промежуток времени. Поэтому в авиации важно знать скорости и высоты как относительно земной поверхности, так и относительно воздуха.
Высота полета бывает:
- геометрическая;
- барометрическая по стандартному давлению;
- барометрическая по давлению места (заданного места земной поверхности).
Скорость бывает земная (относительно поверхности земли) и воздушная (относительно воздуха.
Воздушная скорость бывает:
- истинная (TAS),
- индикаторная (EAS),
- индикаторная земная (CAS),
- приборная исправленная,
- приборная (IAS).