Цель. Обучение ребенка различению формы.
Оборудование. Круглые летающие тарелки, шары, пластмассовые кубы и бруски.
Ход игры. Психолог или помощник психолога встает на стул, держит предмет за веревку и предлагает ребенку поймать предмет или покачать его. В процессе выполнения ребенком задания психолог называет форму предмета.
После этого ребенку предлагается выбрать названную психологом фигуру и покидать ее.
Игра «Возьми, положи, брось»
Цель. Развитие умения слушать и понимать речевую инструкцию, совершенствование предметно-практических манипуляций.
Оборудование. Кегли, корзина или коробка.
Ход игры. Психолог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Если дети успешно справились с заданием, можно организовать соревнование «Кто быстрее?».
Занятие можно усложнить. Детям предлагается закинуть кегли в коробку с учетом цвета.
Игра «Найди место для игрушки»
Оборудование. Кегли, мячи и коробки с разными отверстиями. Ход игры. Психолог предлагает ребенку поочередно положить кегли или мячи на место. Можно организовать соревнование.
|
|
Комментарий. Аналогичные занятия можно организовать и за столом.
Игра «Собери фигурки»
Оборудование. Доски Сегена.
Ход игры. Небольшая группа детей располагается за столом. Каждому ребенку предлагается по команде собрать и разобрать доски.
Со временем игры можно усложнять за счет необходимости дифференцировать более сложные формы, величины предметов и пр.
На третьем этапе психологической коррекции можно перейти от мани-пулятивной игры к сюжетно-манипулятивной. Важным моментом является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий.
Игра «Пришел Мурзик поиграть»
Цель. Формирование у детей игровых манипулятивных действий.
Оборудование. Игрушечный кот Мурзик и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке.
Ход игры. Проводится в небольшой подгруппе детей. Психолог показывает детям кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик (в руках психолога и с его помощью) показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому ребенку взять фигурки — столько, сколько хочется, и расставить их на столе.
Следует отметить, что многие дети с аутизмом, как правило, «хватают» большое количество предметов. Не следует им делать замечание, однако в процессе занятия необходимо обратить внимание всех ребят на детей, которые успешно справились с заданием. На последующих занятиях рекомендуется менять игрушки, предлагать детям машинки, маленькие куклы, кубики и пр.
|
|
На дальнейших этапах психологической коррекции психолог усложняет деятельность ребенка, переходя к более сложным играм и упражнениям, направленным на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и произвольного поведения (см. гл. 14). Еще раз напомним, что, кроме групповых занятий, детям с тяжелой формой аффективной патологии рекомендованы индивидуальные занятия, направленные на коррекцию гностических и речевых процессов.
Основными задачами закрепляющего этапа психологической коррекции являются:
1. Формирование положительных эмоциональных контактов между детьми в коррекционной группе путем создания положительного микроклимата.
2. Преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций (негативизма, страха, оппозиции и пр.), закрепление усвоенных форм поведения и общения.
3. Перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррекционной группы (в семье, детском коллективе).
Решение этих задач осуществляется в процессе подвижно-ролевых, подвижно-соревновательных и сюжетных игр. Особенно важным является обучение детей навыкам принятия решений. С этой целью мы предлагаем на этом этапе группе такие правила, как выбор игры и распределение игрушек с помощью жребия, очередности. Психолог должен видеть и поощрять любую инициативу и активность ребенка: хвалить его в присутствии группы, давать ему возможность исполнять роль ведущего. Освоение ребенком новых игровых форм является чрезвычайно сложной задачей и требует от психолога максимума усилий.
Глава 19