На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.
Недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.
Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей. Содержание работы представлено в приложении№1. Анализ результатов по средней группе показал, что в основном соответствуют низкому и среднему уровню.
Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.
Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.
|
|
Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.
Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:
1.выработать систему театрализованных игр для детей.
2.оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы (приложение№2, 3).
Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика (приложение№4).
Разработала сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей «Путешествие в сказку», «Весенняя сказка»(приложение№5).
Подготовила и провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (приложение№5).
Подготовила анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей», разработала памятку «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье», КВН по театральной деятельности для родителей (приложение№5).
|
|
Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок.. (приложение№6).
2-й этап – основной.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.
1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов. (приложение№6)
2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр (приложение2,3)
3.Показ сказок в средней группе:«Заюшкина избушка», «Лисичка- сестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок», драматизация «Телефон» К Чуковского (приложение№2).
4. Показ сказок в старшей группе: «Заяц- симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка» (приложение№3)
5.Показ сказок для родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна- лягушка». (приложение№2,3)
При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.
Требования к проведению театрализованных игр, я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.
В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.
Для повышения педагогического мастерства:
1.Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями в средней и старшей группе (приложение№2,3,5).
2.Разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику(приложение№4).
3.Участвоварла в работе педсовета по развитию речи детей, где представила сообщение из опыта работы «Театрализованные игры по художественным произведениям, как средство развития речи детей дошкольного возраста». ( приложение№5).