Значение ценностей в философии права

Сторонники позитивизма нередко отвергают ценностный подход к праву, объявляя его априорным, субъективистским, идеологическим, не отвечающим требованиям точности и доказательности. Таково мнение известнейшего английского юриста XIX в. Д. Остина, который полагал, что оценка норм права с точки зрения справедливости – дело морали, а не юриспруденции, М. Вебера, выдвинувшего лозунг «социальной науки свободной от ценностей», Г. Кельзена «очистившего» свою теорию права от ценностей и идеалов, представителей авторитетной на Западе школы скандинавских реалистов (Хагерстрем А., Оливекрона К. и др.)249. Их намерения понятны. Позитивисты хотят отделить поддающиеся эмпирической или логической проверке (научные) выводы от пожеланий, проектов, оценок, идеологии. Методологию, свойственную естественным и точным наукам, они пытаются перенести в сферу общественных наук. При этом не учитывается одно очень важное обстоятельство – принципиальная разность предметов исследования. Естественные и точные науки изучают явления, не зависящие от воли человека. Общественная жизнь при всей своей обусловленности многими природными и социальными факторами связана с сознанием, волей, интересами и поведением людей. А это значит, что к законам государственным вопреки призыву Гегеля нельзя относиться так, как к законам природы, в них не все необходимо. Если оценка закона природы бессмысленна, его следует принимать как данность, то оценка закона государственного естественна и необходима. Отказаться от такой оценки значило бы свести юридическую науку к логическому анализу официальных норм и эмпирическому изучению практики, придать ей апологетический характер, лишить ее творческого начала.

Р. Дворкин отмечает в американской и английской юриспруденции тенденцию пренебрегать моральными ценностями, характерную для некоторых представителей позитивистской теории права: «Но признание первостепенного значения за фактом и стратегией закончилось искажением дискуссионных проблем теории права в значительной мере, тем же путем, каким их искажает английский доктринальный подход (имеется в виду аналитическая юриспруденция в духе О.М. Остина), т.е. путем исключения как раз тех вопросов морального характера, которые составляют их сердцевину»250.

Такого рода «прикладному», по терминологии Гегеля, пониманию права противостоит сознание особой важности ценностного подхода для правовой теории и практики. По удачному выражению Г.В. Джонса (Колумбийский университет), ориентация на справедливость, даже в ущерб официальным предписаниям, является самым важным и необходимым в жизни права251. Эту ориентацию праву способны придать общественное движение и правовая наука. «Чтобы не быть рабами юридических норм, – пишет Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорф, – мы должны научиться их правильно оценивать, а философия представляет собой установление иерархии ценностей по отношению к окружающему нас миру»252.

Любая правовая система, любая политическая и правовая культура исходят из определенных ценностей. Отсюда их основополагающее значение для теории государства и права. Ее неотъемлемая часть – «анализ идеологического существа права, неявно выраженных ценностей и идеологии, содержащихся в законодательстве, юриспруденции, юридической догме»253.

Проблема ценностей относится к наиболее отвлеченной области теории государства и права, получившей название философии права, причем является для нее настолько существенной, что известный немецкий правовед К. Бринкман назвал философию права наукой о ценностях и антиценностях254.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: