Произносительная сторона речи (звуковая культура речи). Умение отчетливо произносить гласные и простые согласные звуки

Педагог предлагает вниманию ребенка по одной предметные картинки и называет изображенные на них предметы, а потом просит ребенка повторить эти названия.

Звук [а]: а ист

Звук [о]: о слик

Звук [у]: у тка

Звук [и]: и грушки

Звук [б]: б анан

Звук [бь]: б елка

Звук [п]: п анама

Звук [пь]: п етух

Звук [м]: м ашина

Звук [мь]: м ишка

Звук [в]: в анна

Звук [вь]: в етка

Звук [ф]: ф лажок

Звук [фь]: ф ен

Звук [д]: д ом

Звук [дь]: д ети

Звук [т]: т апки

Звук [ть]: ко т ик

Звук [н]: н осок

Звук [нь]: ко нь

Звук [г]: г уси

Звук [гь]: Г ена.

 

 

 Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко произносит вслед за педагогом слова с гласными и простыми согласными звуками. Все гласные и простые согласные звуки звучат правильно, смягчения простых согласных нет.

Достаточный уровень (Д)

Ребенок правильно и четко произносит вслед за педагогом слова с гласными и простыми согласными звуками. Все гласные звуки звучат правильно. Все простые согласные звуки звучат как полумягкие, отмечается их легкое смягчение.

Средний уровень (С)

Ребенок произносит вслед за педагогом слова с гласными и простыми согласными звуками. При этом нет четкости произношения. Артикуляция смазанная. Все простые согласные звуки звучат как полумягкие. Иногда теряется согласный в начале слова, вместо флажок звучит азёк, вместо машина звучит асина.

Низкий уровень (Н)

Ребенок отказывается повторять слова за педагогом или произносит слова неразборчиво. Складывается впечатление, что у ребенка «каша во рту». Простые согласные сильно смягчены. Иногда ребенок произносит лишь часть слова. Вместо носок звучит сёк, вместо игрушки звучит уськи.

10.  Произносительная сторона речи (звуковая культура речи). Умение правильно произносить отдельные сложные согласные.

Педагог предлагает вниманию ребенка по одной предметные картинки и называет изображенные на них предметы, а потом просит ребенка повторить эти названия.

Звук [х]: х вост,

Звук [хь]: пету х и,

Звук [ы]: кот ы,

Звук [сь]: с емечки,

Звук [с]: с апоги,

Звук [зь]: з има,

Звук [з]: з онт,

Звук [ль]: л ейка.

Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко произносит вслед за педагогом слова со сложными согласными звуками. Все согласные звуки звучат правильно. У ребенка четкая дикция.

Достаточный уровень (Д)

Ребенок четко произносит вслед за педагогом слова со сложными согласными звуками. Все сложные согласные звуки звучат как полумягкие, отмечается их легкое смягчение.

Средний уровень (С)

Ребенок произносит вслед за педагогом слова со сложными согласными звуками не всегда правильно, допускает 1-2 ошибки. Нет четкости произношения. Артикуляция смазанная. Все сложные согласные звуки смягчены. Иногда теряется согласный в начале слова, вместо петух звучит итух.

Низкий уровень (Н)

Ребенок отказывается повторять слова за педагогом или произносит слова неразборчиво. Складывается впечатление, что у ребенка «каша во рту». Простые согласные сильно смягчены. Произношение сложных согласных пока недоступно. Чаще всего ребенок произносит лишь часть слова. Вместо петух звучит итук, вместо сапоги звучит апоги.

 

Произносительная сторона речи (звуковая культура речи). Умение правильно произносить звуки в звукоподражаниях.

Педагог демонстрирует ребенку картинки по одной и просит показать, как кричит изображенное на ней животное или изображенный человек.

· А-А-А! (плачет девочка);                          

· О-О-О! (рычит медведь);

· У-У-У! (гудит поезд);

· И-И-И! (ржет лошадка);

· УА! (плачет малыш);

· АУ! (кричат дети);

· МЯУ! (мяукает кошка);

· ГАВ!-ГАВ! (лает собака);

· ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок);

· КО-КО-КО! (кудахчет курица);

· ГА-ГА-ГА! (кричат гуси);

· МУ! (кричит корова)

 

Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко произносит звукоподражания. Все согласные звуки звучат правильно. У ребенка четкая дикция. Ребенок делает умозаключения: «Му! Так мычит корова. Я слышал на даче).

Достаточный уровень (Д)

Ребенок правильно произносит звукоподражания.

Средний уровень (С)

Ребенок недостаточно четко произносит звукоподражания. Все согласные звуки смягчены. Ребенок допускает 1-2 ошибки. Например: вместо мяу звучит мя.

Низкий уровень (Н)

Ребенок не хочет выполнять задание или произносит звукоподражания с согласными звуками нечетко, смазано. Все согласные звуки смягчены. Ребенок допускает 3-4 ошибки. Например: вместо мяу звучит мя, вместо гав звучит ав и т.п.

 

Связная речь. Умение отвечать на понятные вопросы взрослого.

Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:

– Как тебя зовут?

– Сколько тебе лет?

– С кем ты живешь?

– Как зовут твою маму?

– Какие игрушки есть у тебя дома?

– Что ты любишь делать дома?

– С кем ты ходишь гулять?

 – Как ты помогаешь маме?

Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого, дает развернутые ответы (Меня зовут Андрюша. Мне уже исполнилось два года. Я живу с папой, мамой. Еще у меня есть маленькая сестренка.) и т.п.

Достаточный уровень (Д)

Ребенок правильно отвечает на вопросы взрослого. Дает полные ответы. (Меня зовут Катя. Мне два года. Я живу с папой и мамой.) и т.п.

Средний уровень (С)

Ребенок отвечает на некоторые вопросы однословно, может допустить 1-2 ошибки.

Низкий уровень (Н)

Ребенок не хочет отвечать на вопросы педагога или не может ответить без помощи педагога. 

 

Связная речь.Умение повторить за взрослым простое предложение, вопрос.

Педагог предлагает ребенку повторить за ним сначала предложение (Дети играют в мяч.), а потом вопрос (Когда мы пойдем гулять?)

Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко повторяет за взрослым и предложение и       вопрос.

Достаточный уровень (Д)

Ребенок повторяет за взрослым и предложение и вопрос после двукратного их повторения взрослым.

Средний уровень (С)

Ребенок нуждается в помощи взрослого при повторении предложения и вопроса.

Низкий уровень (Н)

Ребенок не может повторить за взрослым предложение и вопрос даже с помощью. Он только договаривает отдельные слова.

Связная речь. Умение повторить вслед за педагогом рассказ об игрушке, по картинке, о событии.

Педагог показывает ребенку игрушку и просит послушать рассказ о ней: «Это мяч. Он большой, красный, круглый. Я люблю бросать мяч».

 

Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко повторяет за взрослым рассказ. Делает дополнения от себя: «А еще я играю с папой в футбол» и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: