Методические рекомендации для проведения лабораторных, практических и семинарских занятий
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
По Теории и практике организации обучения
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2.
Тема 1. Воз н икнов е ние и развитие дидактики как теории и практики обучения. Феноменология теории обучения
Вопросы для обсуждения
1. «Отцы-основатели» дидактики (Ратке, Я.А. Коменский и др.).
2. Содержание понятия «обучение».
3. Сущность воспитания и его взаимосвязь с обучением.
4. Образование как педагогическая категория.
5. Развитие – результат образования личности.
6. Основные дидактические категории.
7. Взаимосвязь педагогических и дидактических категорий.
Занятие проводится в форме деловой игры. Для этого студенческая группа делится на три подгруппы.
1) Информаторы. Они должны целостно и полно осветить вопросы, дополняя друг друга.
2) Оппоненты. Их цель – выявить недостатки в ответах, поставить вопросы, принять или не принять ответы на них. В случаях неверных ответов или их отсутствия – ответить самим.
|
|
3) Оценщики. Они должны предложить и обосновать критерии оценивания и в соответствии с ними оценить ответы предыдущих групп. В случае потребности – дополнить ответы товарищей.
Итоги обсуждения каждого вопроса подводит преподаватель. Оценка, которая выставляется, показывает не только уровень знания студентом материала, а и качество владения профессионально-педагогическими функциями: информирование, владение, оценивание.
Примечание. Подготовить каждый вопрос в трех вариантах: как докладчик, оппонент и оценщик.
Задание. Обсуждаем и анализируем.
Прочитать указанные отрывки из работ К.Д. Ушинского. Короткие отрывки – записать в рабочую тетрадь, а большие по объему – законспектировать основные идеи. На занятии обсудить мысли К.Д. Ушинского, выделив те идеи, которые актуальны и сегодня.
1. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». – Соч., т. 7, с. 337.
2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Соч., т. 8, с. 37; с. 251.
3. Ушинский К.Д. О значении отечественного языка в первоначальном обучении. Соч., т. 6, с. 262-269.
4. Ушинский К.Д. Материалы к 3 тому «Педагогической антропологии». – Соч., т. 10, с. 420-425; 427-428; 429-431.
5. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. – Соч., т. 5, с.355-356.
6. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. – Соч., т. 3, с. 147-148; 154-158.
7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Соч., т. 8, с. 121.
8. Ушинский К.Д. Из предисловия к 1-му изд. «Детского мира». – Соч., т. 5, с. 23-34.
Задание. Составьте таблицу развития педагогической мысли в работах классиков педагогики.
Развитие дидактической мысли Таблица 1
|
|
№ | Фамилия, годы жизни, страна | Основные работы | Главные педагогические идеи |
Задание. Составьте обобщающую таблицу педагогической периодики
№ | Название периодического издания | Основные проблемы, освещаемые изданием |
Задание. Составьте рекламу и проведите презентацию одного из педагогических изданий.
Задание. Природа дидактического знания.
Ниже приведены определения некоторых форм знания. Определите, какому типу знания соответствует дидактическое знание. Каковы, в этой связи, могут быть отношения между теоретической и практической педагогикой, педагогической деятельностью и методологией педагогических исследований?
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний. Научные знания могут быть эмпирическими (полученными из опыта) или теоретическими (на основе абстрактных моделей); фундаментальными (относящимися к первопричинам, общим законам природы) и прикладными (ориентированными на решение практических задач).
Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным наукам.
Общественные (социальные) науки – комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками.
Естественные науки – разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных явлений. Принципы естественнонаучного познания требуют изучать законы природы, исключая произвол человеческой воли. Понятие о естественных науках введено для размежевания с науками гуманитарными.
Методология (от греч.μεθοδολογία — учение о методах) — система принципов, методов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе понятий и отношений.
Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и logos — изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта, материального или информационного.
Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать», другой вариант: «cultus» — поклонение, почитание, культ) — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых им в процессе развития.
Фронезис (в латыни prudentia) означает практическое знание, противопоставляемое как абстрактному теоретическому знанию («эпистеме»), так и ремесленному знанию-умению («техне»). Фронезис подразумевает способность его выделения из опыта («здравый смысл»), а также применения («рассудительность»).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Тема 2.Теоретические основы процесса обучения
Вопросы к обсуждению:
1. Законы и закономерности процесса обучения. Взаимосвязь между ними.
2. Всеобщие законы: закон целостности, закон всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, закон бесконечности познания, закон развития.
3. Общие законы: законы философии и законы педагогики.
|
|
4. Специфические законы и вытекающие из них закономерности обучения.
5. Принципы и правила процесса обучения.