Задание 1. Составление таблицы.
Содержание работы. Проведите сравнительный анализ видов обучения, составив соответствующую таблицу этого анализа.
Каждый учащийся самостоятельно составляет таблицу в своей рабочей тетради.
Примерный вид таблицы
Вид обучения | Цель обучения | Отношение учителя к ученику | Стиль общения | Особенности организации учебного процесса | Результаты обучения |
Традиционное | |||||
Развивающее | |||||
Программированное | |||||
Проблемное |
Задание 2. Творческая презентация видов обучения.
Содержание работы.Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на микрогруппы. Каждая микрогруппа выбирает для себя карточку с названием какого-либо вида обуче ния.
Задача – за определенное время изобразить схему-опору или коллаж выбранного вида обучения.
В презентации должны быть отражены признаки данного вида обучения, особенности действий учителя и характер деятельности ученика при данном виде обучения, его достоинства и недостатки.
|
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9.
Тема 3.Обучение в целостном педагогическом процессе
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие «педагогическая технология».
2. Специфика технологического подхода в образовании.
3. Классификация современных педагогических технологий.
4. Педагогические технологии сотрудничества.
5. Развивающие технологии обучения.
6. Проектные технологии обучения.
7. Коммуникативные технологии обучения.
8. Технологии педагогических измерений.
9. Что представляют собой педагогические технологии в отношении к целям педагогического процесса и его содержанию? Проведите логический анализ соотношений между этими ключевыми понятиями. Какие виды и типы педагогических технологий вам известны?
10. Как вы понимаете выражение «технологизация образовательного процесса»? В чем причины и следствия этой тенденции?
11. Что общего и чем различаются отдельные технологии, созданные в рамках «педагогики сотрудничества» учителями-новаторами (Амонашвили Ш.А., Волков И.П., Ильин Е.Н., Лысенкова С.Н. Шаталов В.Ф. и др.)?
12. Какие из этих технологий кажутся вам предпочтительными для преподавания профильного предмета? Какие из них вы бы хотели освоить и применять в своей будущей педагогической практике?
13. Каковы основные средства и способы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса? В чем их общность и в чем различие? Какие проблемы и успехи индивидуализации образования в современных условиях?
14. В чем заключаются основные здоровьесберегающие технологии обучения? Какими средствами они пользуются?
|
|
15. Какие технологии мониторинга учебных достижений вам известны? Каковы их преимущества и недостатки? Обсудите приобретенный вами опыт оценивания по различным системам – какие проблемы вы в нем видите?
Проектные задания
Задание №1. Конспектирование урока.
Воспользуйтесь открытыми и бесплатными видеозаписями уроков, выложенных в сети Интернет. Для этого в службе www.youtube.com введите поисковый запрос «Конкурс «Учитель года»» либо «Конкурс «Педагог года»» (можно также использовать запросы «Золотые уроки России», «Лучшие уроки» и др.).
Законспектируйте (запишите) один из понравившихся Вам уроков. Перед началом урока зарисуйте расположение учащихся в классе, записи на доске, оцените степень готовности учащихся к уроку.
Для облегчения записи урока, можно разделить лист бумаги на четыре столбца. В первом (узком) столбце записывайте момент начала соответствующего фрагмента (этапа) урока.
Во втором столбце фиксируйте то оборудование (включая рисунки и записи на доске), которое в данный момент используется.
В третьем столбце записывайте общий смысл высказываний учителя и его местоположение в классе.
В четвертом – ответы учащихся и особенности их деятельности.
Можете воспользоваться системой условных обозначений: например, постановку вопроса обозначать «?», ответ – «!», высказывание с опорой на письменный текст - *, высказывание без опоры на письменный текст - **.
Одновременно можно использовать и начальные буквы: «И» - имитация деятельности, «А» - аудирование, слушание учителя, «Д» - самостоятельная деятельность, «ИД» - исследовательская деятельность.
Сопоставьте в парах записи – обратите внимание на те фрагменты или ситуации, описание которых в наибольшей степени разнится. Как вы думаете, чем могут быть вызваны эти различия? Попытайтесь предсказать, каковы характерологические и личностные особенности педагога, что является для него принципиальным, а что нет, как строятся его отношения с учащимися, коллегами, членами семьи.