Тема: Особенности возникновения и развития государства и права в Месопотамии

Учебные цели:

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;

контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний;

развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления;

формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Возникновение государственной организации на Ближнем Востоке.

2. Источники права и специфические правовые институты Древней Месопотамии. Законы Эшнунны (Билаламы), Липит- Иштара.

II. Рефераты, доклады (сообщения):

1. Законы Ур-Намму, общая характеристика

 

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

1. Актуализировать лекционный материал.

2. Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.

3. В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия необходимо выявить ключевые предпосылки и факторы возникновения древнейших государств Древнего Востока, а также проанализировать истоки, исторические условия их становления и развития, уделив внимание таким аспектам как географическое положение, природные условия и расселение жителей, границы, древних государств, социально-экономический, политический, культурный и духовный строй общества. На основе изученного материала следует систематизировать общие черты восточного типа государств.

Определить характерные черты и достижений Шумерской государственности. Это позволит чётко проследить её специфику, уникальность. Затем необходимо выявить общее и особенное в устройстве государственности Ассирии, Вавилона и Персии как наследников Шумерской цивилизации.

В завершение необходимо определить и проанализировать значение, место первых древних государств - в мировом историческом процессе.

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия необходимо изучить источники права Древней Месопотамии, особое внимание уделить древнейшему из месопотамских законодательных мероприятий реформе царя Лагаша Уринимгины, Законам Шульги. Внимательно изучить одни из древнейших законодательных памятников Древнего Востока: законы Эшнунны (Билаламы) и Липит-Иштара.

 

III. Литература для подготовки к семинару:

Основная литература:

История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.

История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/149260

Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Юриспруденция, 2013. http://www.knigafund.ru/books/138638

Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014. 

Дополнительная литература:

Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106681

История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Михайловой Н.В./Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106679

Лаврова И.А. Древнейшие цивилизации и их правовые системы: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2016.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Древность и Средние века): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М, 2012.

При подборе литературы и определении содержания сообщения обучающимся рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие цивилизации существовали в Древней Месопотамии?

2. Каковы причины возвышения и упадка Шумеро-аккадского
государства?

3. Как управлялись города-государства?

4. Каковы источники древне-шумерского и древневавилонского
права?

5. Каково было судопроизводство и судоустройство?








СРПП 4.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: