Выбор темы исследования

Министерство образования и науки

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего образования

«Челябинский государственный университет»

Троицкий филиал

 

Н.В. Лежнева

Методические рекомендации по выполнению

Творческой работы по дисциплине

 «Основы научных исследований»

 

для направления 44.03.02  – «Психолого-педагогическое

 образование»

 

            

 

Троицк 2018

Введение

Подготовка педагога-психолога, способного мобильно и гибко, в режиме реально­го времени, откликаться на требования социума, изменения в экономичес­кой, образовательной, духовной сферах жизни общества, реализовывать свои профессиональные интересы, учитывая особенности образовательного уч­реждения, во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самосто­ятельной познавательной деятельности студента.

Выполнение за период обучения ряда самостоятельных научных работ, в том числе творческих, курсовых и дипломных ра­бот, отличающихся возрастающей степенью трудности, помогают студен­там овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятель­ности, определиться в своей психолого-педагогической позиции и сформировать уме­ние ее отстаивать и защищать. В стенах учебного заведения студенты делают первые шаги в овладе­нии основными исследовательскими подходами и умениями. Опыт руко­водства научными работами показывает, что студенты ис­пытывают затруднения при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки будущих педагогов-психологов к исследовательс­кой деятельности, а также в том, что нет единых требований к курсовым работам и проектам по психолого-педагогическому направлению.

Предлагаемые методические рекомендации по выполнению творческой работы помогут студентам в её подготовке, выполнении, оформлении и защите.  

Требование к творческой работе

Для студентов направления 44.03.02   – Психолого-педагогическое образование предусмотрено курсовое и дипломное проектирование. 

 Курсовой проект – учебный проект, ограниченный предметной областью учебной дисциплины и дисциплин, логически предшествующих ей, направленный на решение задач, связанных с созданием продукции, предполагающий анализ проблемной ситуации, генерацию возможных путей ее разрешения, обоснование рационального варианта решения, выполнение экспериментальных и технологических работ.

Студент выполняет последовательно  творческую работу, как основу курсовых проектов(1 курс);  курсовые проекты (2 и 3 курс); дипломный проект (4 курс).

Темы творческой работы, курсовых и дипломного проектов, как правило, связаны между собой.

В результате выполнения творческой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам-психологам необходимо:

- научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике,  психологии, философии, социологии и т.д.;

- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современ­ной литературе на основе ее анализа;

- собрать, проанализировать и обобщить передовой опыт в области психологии, определенный темой исследования;

- оформить результаты теоретического исследования, согласно принятым требованиям.

Во время выполнения творческой работы  кроме перечисленного выше, студенту необходимо:

- выполнить экспериментальную работу, об­работать полученный эмпирический материал, проанализиро­вать, систематизировать, интерпретировать его, сделать вы­воды;

- оформить результаты экспериментального исследования, согласно принятым требованиям.

Выбор темы исследования

Тематика творческой работы должна отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать задачам подготовки бакалавров по направлению психолого-педагогическое образование.

2. Отвечать потребностям современного общества.

3. Учитывать направление и проблематику современных психолого-педагогических исследований.

4. Приобщать студентов к работе над проблемами, которые иссле­дуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры педагоги­ки в целом.

5. Учитывать разнообразие интересов студентов в области психологической и педа­гогической теории и практики, а также результаты работы в сту­денческом научном обществе.

Темы творческих работ могут быть выбраны различными способами:

1. Преподаватель определяет тему творческой работы студента, при­влекая студентов к разработке определенной проблемы в рам­ках своей исследовательской работы.

2. Студент выбирает тему, отражающую тот аспект воспитатель­но-образовательной, методической работы, который является при­оритетным направлением для филиала. Это даст возможность теоретически обосновать прово­димую практическую работу, проанализировать ее, способствовать ее распространению. Не менее интересно выбрать такую тему работы, которая «западает» в вузе: проведенное исследование поможет преодолеть этот недостаток, пробел в учебной или воспитательной работе.

3. Студент выбирает тему, соответствующую его интересам. Опре­делению темы в этом случае содействуют приемы, помогающие са­мостоятельно выбрать тему исследования:

- просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделан­ных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

- выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных ис­следований, с использованием новых, более совершенных ме­тодов;

- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;

-консультации с ведущими учеными для выявления малоизу­ченных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Примерный перечень тем приведен в Приложении 1, однако точное повторение темы не приветствуется. Так как для каждого студента тема должна быть выбрана индивидуально с учетом уровня его подготовки и интересов.

Выбор тем творческой работы и курсовых проектов должен быть ориентирован на дипломный проект. В связи с этим в выборе тем активно участвует научный руководитель, который помогает студенту справиться с анализом большого объема информации, необходимого для выбора темы. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: