Министерство образования и науки
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего образования
«Челябинский государственный университет»
Троицкий филиал
Н.В. Лежнева
Методические рекомендации по выполнению
Творческой работы по дисциплине
«Основы научных исследований»
для направления 44.03.02 – «Психолого-педагогическое
образование»
Троицк 2018
Введение
Подготовка педагога-психолога, способного мобильно и гибко, в режиме реального времени, откликаться на требования социума, изменения в экономической, образовательной, духовной сферах жизни общества, реализовывать свои профессиональные интересы, учитывая особенности образовательного учреждения, во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента.
Выполнение за период обучения ряда самостоятельных научных работ, в том числе творческих, курсовых и дипломных работ, отличающихся возрастающей степенью трудности, помогают студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей психолого-педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать. В стенах учебного заведения студенты делают первые шаги в овладении основными исследовательскими подходами и умениями. Опыт руководства научными работами показывает, что студенты испытывают затруднения при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки будущих педагогов-психологов к исследовательской деятельности, а также в том, что нет единых требований к курсовым работам и проектам по психолого-педагогическому направлению.
|
|
Предлагаемые методические рекомендации по выполнению творческой работы помогут студентам в её подготовке, выполнении, оформлении и защите.
Требование к творческой работе
Для студентов направления 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование предусмотрено курсовое и дипломное проектирование.
Курсовой проект – учебный проект, ограниченный предметной областью учебной дисциплины и дисциплин, логически предшествующих ей, направленный на решение задач, связанных с созданием продукции, предполагающий анализ проблемной ситуации, генерацию возможных путей ее разрешения, обоснование рационального варианта решения, выполнение экспериментальных и технологических работ.
Студент выполняет последовательно творческую работу, как основу курсовых проектов(1 курс); курсовые проекты (2 и 3 курс); дипломный проект (4 курс).
|
|
Темы творческой работы, курсовых и дипломного проектов, как правило, связаны между собой.
В результате выполнения творческой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам-психологам необходимо:
- научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;
- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
- собрать, проанализировать и обобщить передовой опыт в области психологии, определенный темой исследования;
- оформить результаты теоретического исследования, согласно принятым требованиям.
Во время выполнения творческой работы кроме перечисленного выше, студенту необходимо:
- выполнить экспериментальную работу, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его, сделать выводы;
- оформить результаты экспериментального исследования, согласно принятым требованиям.
Выбор темы исследования
Тематика творческой работы должна отвечать следующим требованиям:
1. Соответствовать задачам подготовки бакалавров по направлению психолого-педагогическое образование.
2. Отвечать потребностям современного общества.
3. Учитывать направление и проблематику современных психолого-педагогических исследований.
4. Приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры педагогики в целом.
5. Учитывать разнообразие интересов студентов в области психологической и педагогической теории и практики, а также результаты работы в студенческом научном обществе.
Темы творческих работ могут быть выбраны различными способами:
1. Преподаватель определяет тему творческой работы студента, привлекая студентов к разработке определенной проблемы в рамках своей исследовательской работы.
2. Студент выбирает тему, отражающую тот аспект воспитательно-образовательной, методической работы, который является приоритетным направлением для филиала. Это даст возможность теоретически обосновать проводимую практическую работу, проанализировать ее, способствовать ее распространению. Не менее интересно выбрать такую тему работы, которая «западает» в вузе: проведенное исследование поможет преодолеть этот недостаток, пробел в учебной или воспитательной работе.
3. Студент выбирает тему, соответствующую его интересам. Определению темы в этом случае содействуют приемы, помогающие самостоятельно выбрать тему исследования:
- просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);
- выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;
- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;
- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;
-консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.
Примерный перечень тем приведен в Приложении 1, однако точное повторение темы не приветствуется. Так как для каждого студента тема должна быть выбрана индивидуально с учетом уровня его подготовки и интересов.
Выбор тем творческой работы и курсовых проектов должен быть ориентирован на дипломный проект. В связи с этим в выборе тем активно участвует научный руководитель, который помогает студенту справиться с анализом большого объема информации, необходимого для выбора темы.