Музыкальная педагогика: задачи и специфика. О тенденциях и методах музыкального образования на современном этапе

Музыкальное образование на современном этапе рассматривается как система, объединяющая музыкальное воспитание, обучение и развитие. В современной научно-методической литературе в сфере эстетического образования широко представлены общие достижения в области музыкально-педагогических исследований и обозначены основные направления эффективной и качественной деятельности учителя-музыканта. Так, Э.Б.Абдуллин отмечает, что учителю музыки сегодня важно владеть «..профессиональным тезаурусом педагогики, что является одним из показателей профессионализма, т.к. помогает с профессиональных позиций анализировать специальную литературу по вопросам музыкального образования и активно участвовать в обсуждении его насущных проблем...».[1] Выделим основные аспекты исследований в сфере современного музыкального образования: изучение возможностей педагогики искусства в музыкальном воспитании, изучение приоритетных профессиональных качеств личности учителя, изучение сущности, видов, достижений и особенностей профессиональной деятельности учителя - музыканта. Отечественная система музыкального образования включает в себя как общее музыкальное образование, так и дополнительное, предназначение которого – в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. Образовательные музыкальные программы направлены на воспитание у учащихся интереса и любви к музыке, на формирование их активных музыкально – слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых и аналитических. Автор данной статьи, являясь педагогом дополнительного образования и обратившись к исследованию актуальных направлений в области изучения практики преподавания музыки на современном этапе, считает, что таковыми являются:

- всестороннее изучение авторских педагогических методик и различных форм музыкально-педагогической деятельности, направленных на повышение интереса у учащихся к предмету и мотивации к обучению,

- изучение творческого опыта педагогов – музыкантов на примере показательных уроков и мастер - классов по предметам музыкально – образовательного цикла. Педагогические исследования музыкально-практической деятельности на современном этапе, проведенные автором этой статьи, позволяют отметить следующее:

- Методика преподавания музыкальных дисциплин развивается с учетом

новейших достижений современной психологии развития музыкальных способностей;

- Имеется тенденция воспитания «открытого» слуха, т.е. способного воспринимать и переключаться на музыку разных стилей, в том числе XX и ХXI века;

- В педагогической и научно – методической литературе – прослеживается процесс взаимообогащения и взаимовлияния методик различных школ, в том числе и зарубежных;

- Разрабатываются методики преподавания музыкальных дисциплин с использованием в образовательном процессе специальных развивающих компьютерных программ. Музыкальное образование также напрямую затрагивают инновационные процессы, при этом, в современной музыкальной педагогике прослеживается основная цель исследований:

- изучить представленный к внедрению в практику научно-методический и музыкально-педагогический материал,

- на основе изученного обозначить ведущие методы преподавания и определить наиболее значимые этапы проведения музыкального урока с точки зрения современных педагогических технологий,

Для этого ставятся следующие задачи:

1. изучить основные аспекты музыкальной педагогики: формы, методы и подходы к обучению музыке на современном этапе;

2. определить наиболее востребованные методики преподавания музыки и изучить их практическое применение в образовательном процессе. Необходимо отметить, что в музыкальной педагогике присутствуют как общие принципы педагогики, так и особые формы и методы преподавания. Основной вопрос многолетних исследований в музыке – процесс взаимодействия учителя и ученика. Для передачи знаний о музыке - адаптируются формы и методы, сложившиеся в общеобразовательной школе. Для усвоения же самой музыки и овладения практическими музыкальными умениями и навыками - требуются особые формы организации обучения, а также методы и средства, отвечающие специфике содержания музыкальных дисциплин. Основные принципы музыкальной педагогики, о которых упоминает А.Лагутин, «стоят наравне с общедидактическими»,[2]а именно: воспитывающий характер обучения, научность и систематичность обучения, прочность прививаемых знаний, умений, навыков, индивидуальный подход к каждому ученику. «Педагогика искусства», - как отмечает А. В. Школяр, по сравнению с общей педагогикой, отстаивает свое право соединять методы преподавания основ музыкальной науки в тесном единении с инновациями. [3] В музыкально-педагогических исследованиях на современном этапе определилась главная задача педагога – музыканта –постоянный поиск наиболее результативных методов и путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. О психологическом аспекте педагогических методов, пишет в книге «Музыкальные способности» Д.К. Кирнарская: «Учитель музыки – это полководец, ведущий к победе, которая еще далека. Он вынужден психологически приближать ее, не давать отчаиваться и поддерживать веру в конечный результат... учителю приходиться одухотворять все скучные и тягостные моменты обучения... Альфа и омега учительства – любовь к ученику и понимание трудностей, которые ученик переживает...».[4] Ввиду того, что в современной музыкальной педагогике предоставлены самые широкие возможности применить свои знания, опыт и педагогические умения, педагогу-музыканту необходимо определиться со способами и методами решения поставленных перед ним общепедагогических и узкопрофессиональных задач. Изучение методик, представленных сегодня к внедрению в музыкально-педагогическую практику, позволило автору данной статьи сделать выводы о том, что успешная деятельность преподавателя - музыканта базируется на аналитических и практических методах обучения. Об этом пишет А.Лагутин: «...Очень органичны для музыкального обучения практические методы...Овладение как исполнительскими, так и слуховыми умениями и навыками осуществляется посредством специальной системы упражнений в постоянной практике...»,[2] «Практические методыобучения, реализуемые через систему различных приемов – одно из эффективных средств музыкальной педагогики, позволяющей школьникам овладеть многими музыкальными умениями» отмечает далее А.Лагутин. Музыкальная педагогика сегодня базируется и на активизации у учащихся творческо-поисковой активности. В.Н.Говор (Балтийская Академия экологии культуры и искусства) считает, что будущее музыкальной педагогики – за аналитическим методом, а педагог становится «...организатором самостоятельных поисков учеником новых музыкальных ощущений...Такое положение вещей..не угнетает творческое начало ученика, а стимулирует и развивает его...Подобные подходы, отражающие направленность деятельности педагога-музыканта на творческое, гармоничное развитие личности ученика - все более глубоко осознается в педагогике, однако они пока не получили широкого распространения в музыкально-педагогической практике...».[6] Таким образом, по мнению автора статьи, соединение практического метода обучения с аналитическим – является основной задачей, стоящей сегодня перед педагогом-музыкантом. Для успешного решения этой задачи на современном этапе педагогу необходимо не только знать методику преподавания своего предмета, но и владеть педагогической техникой, «т.е. системой методов и умений, владение которыми позволит ему стать мастером своего дела».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: