Практика сказкотерапии с детьми дошкольного 6 страница

Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате».

Ритуал выхода из сказки

Аналогичен ритуалу входа. См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 3. «СВЕТИ ТЕНЬ»

Задачи:

1) обобщение опыта, полученного на предыдущих занятиях; 2)групповое сплочение;

3) создание мотивации на познание себя;

4) развитие рефлексивных навыков;

5) развитие самосознания;

6) познание и принятие своих положительных и отрицатель­ных качеств;

7) развитие воображения.

Необходимые материалы. Альбом, карандаши цветные, журналы, ножницы, клей, связанная в виде паутины веревка.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

76

«Мои свет и тень» (упражнение)

Ход работы. «Пока мы путешествуем по Фантазии, Вели­кое Ничто отправило по нашим следам своих слуг. Их задача — напугать нас и остановить. Они — жители города призраков, дети тени. Чтобы достойно встретить их и не испугаться, мы должны познакомиться со своими тенями».

Альбомный лист делится на две части. На одной половине листа рисуются или приклеиваются образы, отражающие свет (хорошую сторону). На другой половине— все, что относится к тени (отрицательные черты характера).

Обсуждение. По окончании работы проводится обсуждение:

• Что означают свет и тень в каждом из нас?

• Каким будет человек, у которого отсутствует одна из этих составляющих?

• Для чего нужно знать себя? И т. д.

Дайте каждому ребенку возможность подробно рассказать о своей работе.

«Путешествие продолжается, и наш путь лежит через го­род призраков, где все заброшено и затянуто паутиной. Наша задача, если мы хотим двигаться вперед, — пройти через пау­тину, не потеряв при этом ни одного человека».

«Паутина» (упражнение)

Необходимые материалы. Паутина, связанная из веревок таким образом, чтобы в ней было столько отверстий, сколько детей в группе. Отверстия в паутине должны быть разного раз­мера, но с учетом того, что через них должны пролезть дети. Паутина натягивается, как волейбольная сетка, и закрепляется.

Ход работы. «Вам необходимо пролезть через паутину, не задев ее. Если кто-то задевает, возвращается на исходное место».

Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия в паутине. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено.

«Пройдя через паутину в городе призраков, мы оказались на поляне «Четырех стихий». Только здесь возможно одновремен­ное существование воды, огня, воздуха и земли. Давайте позна­комимся с ними поближе».

77

«Четыре стихии» (разминка)

Ребята делятся на четыре группы. Первая группа— огонь, вторая — вода, третья — воздух и четвертая — земля. Под специ­ально подобранную музыку (например, «Времена года» П. И. Чай­ковского) ребятам предлагается с помощью движений как можно более полно передать свою стихию. Затем группы меняются так, чтобы в результате каждый показал все стихии.

Если к каждой стихии вы подберете свою музыкальную композицию, тогда группу можно не делить, а двигаться всем вместе, по очереди изображая каждую стихию.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 4. «НАВСТРЕЧУ ВЕЗЕНИЮ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий; 2)групповое сплочение;

3) создание мотивации на принятие других;

4) осознание своих границ и границ другого человека;

5) развитие рефлексивных навыков;

6) развитие самосознания;

7) развитие воображения.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Значимый человек» (упражнение)

Ход работы. «Сегодня наше путешествие начинается со Ска­лы раздумий. Для того чтобы отправиться дальше по Фантазии,

78

каждый должен сейчас подумать о значимом для него человеке. Так устроена Фантазия. Если ты попал в нее, то обязательно дол­жен привести в нее других. Кого бы каждый из вас взял в это пу­тешествие с собой? Вспомните какого-нибудь человека, который играет важную роль в вашей жизни. Это может быть человек, ко­торого вы любите, или же человек, с которым вы часто ссоритесь. Закройте на минуту глаза и представьте себе, как этот человек выглядит, во что он одет, как он двигается...

А теперь, используя бумагу и гуашь, нарисуйте того чело­века, которого представили. Когда рисунок будет готов, поду­майте и напишите то, что он говорит, от первого лица: «Меня зовут... Я очень люблю... А еще мне нравится... И т. д.»

Затем напишите то, что вы хотели бы ему сказать, о чем хотели бы его попросить».

Обсуждение. В последующем обсуждении детям задают­ся следующие вопросы:

• Какого значимого человека для себя ты выбрал?

• Что в этом человеке тебе нравится?

• Было ли тебе трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?

• Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?

• Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя? Ход работы. «В прошлый раз, когда мы знакомились с

четырьмя стихиями, мы разбудили Дракона Везения. Эти уди­вительные существа несут в себе свойства огня и воздуха, воды и земли. Они умеют плавать и летать, дышать огнем и путеше­ствовать в пещерах. Они верные спутники и приносят удачу. Питаются они любовью и теплотой, другая пища им не нужна. Давайте познакомимся с ним поближе».

Появляется Дракон Везения: «Как я рад проснуться и снова ощутить радость и счастье. Когда Ничто начало свой путь по Фантазии и стало кольцом смыкаться вокруг населяющих ее жителей, любовь и тепло — наша основная пища — исчезли. Вокруг только страх, уныние, грусть. Драконы Везения стали засыпать, попрятались в глубокие пещеры. Я так рад, что вы меня разбудили. Я чувствую вашу любовь и тепло. Силы воз­вращаются ко мне. Давайте поиграем, я так люблю играть, особенно гоняться за своим хвостом».

79

«Поймай хвост дракона» (игра)

Ребята выстраиваются в шеренгу, друг за другом. Первый в шеренге— голова дракона (можно надеть на него маску). Последний в шеренге — хвост дракона. Все дети в шеренге держатся друг за друга. Это и есть дракон. Под веселую музы­ку «голова» начинает догонять «хвост», а он — увертываться и убегать. Как только «хвост» пойман, на место головы и хвоста ставятся другие ребята, пока все не побывают в этих ролях. Для этой игры нужно достаточно свободного места, поэтому заранее освободите пространство от стульев, столов, всего того, что может помешать при движении дракона. Также необ­ходимо предупредить ребят о безопасности движения, чтобы никто не упал и не ударился.

Дракон Везения: «Как же мне понравилось с вами играть, я решил отправиться по Фантазии вместе с вами, ведь везение так необходимо, а еще важнее друзья рядом. Драконы Везе­ния не могут существовать в одиночестве, им обязательно нужны друзья, ведь вы же помните— мы питаемся любовью и теплом других. А вы могли бы существовать в одиночестве? А что для вас любовь и тепло других? А вы умеете дарить любовь и тепло другим людям? Какими способами можно выразить свои теплые отношения к другому? И т. д.»

«Подарок» (упражнение)

Дети встают в круг. Упражнение начинает ведущий. Необ­ходимо без слов, с помощью пантомимы показать и вручить подарок соседу слева. Он, в свою очередь, демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повто­ряться нельзя. Когда подарок получает и ведущий, можно пред­ложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили, почему дарящие сделали именно этот подарок, какой подарок понравился больше всего и почему и т. д.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

80

ЗАНЯТИЕ 5. «ГОЛОС ТИШИНЫ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий;

2)групповое сплочение;

3)развитие рефлексивных навыков;

4)развитие самосознания;

5)развитие восприятия и самовосприятия;

6) развитие внимание;

7) развитие воображения.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, музыкальные инструменты, кусочки тканей, пленки (обертки от конфет, фольга), вода в небольшой мисочке, пе­сочница (любая емкость с песком), емкость с небольшими ка­мушками (ракушками, фасолью, макаронами или др.), аудио­запись звуков природы.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Тишина» (игра)

Ход работы. «Сегодня мы будем слушать. Фантазия на­полнена необыкновенными звуками. Чтобы не дать Великому Ничто поглотить и уничтожить их, мы должны научиться слы­шать и создавать новые звуки, наполняя тишину жизнью. Но прежде нам придется войти в храм из слоновой кости и встре­титься с тишиной. Этот храм принадлежит Детской Королеве — Королеве Фантазии. Раньше он был наполнен звуками радос­ти, детского смеха, музыки, волшебных превращений, но с тех пор как Ничто стало захватывать Фантазию, в храме посели­лась тишина.

Услышать случалось

Меня иногда,

Но видеть — не видел

Никто никогда.

81

Ведь я не имела Ни ног и ни рук, И все мое тело — Блуждающий звук. Давайте послушаем тишину...

Обсуждение. Спустя несколько минут детям предлагается ответить на следующие вопросы:

• Как звучит тишина?

• Какие звуки.живут в ней?

• Какого цвета тишина?

• А есть ли в ней запахи?

• Можно ли увидеть тишину?

«Драконьи прятки» (игра)

Ход работы. Дракон Везения: «Я научу вас играть в люби­мую игру драконов, в драконьи прятки. Для этого нужно быть очень внимательным и уметь слушать тишину».

В этой игре нужно быть очень тихим. Играют два ребенка: они — драконы. Им завязываются глаза, так что приходится рассчитывать только на свои уши. Все остальные дети стано­вятся вокруг них по периметру и ведут себя очень-очень тихо. Вначале драконы стоят в противоположных углах. Потом они начинают двигаться. Один должен услышать и поймать друго­го. Кто первый ловит, а кто прячется, дети решают сами. Все ребята должны побыть и в роли прячущегося, и в роли ловца.

Обсуждение.

• Что в этой игре было наиболее трудным?

• Все ли были настолько тихими, чтобы драконы могли хо­рошо слышать друг друга в тишине?

• В какой роли было сложнее, в какой легче?

Импровизации с музыкальными инструментами и другими материалами

Ход работы. «Сейчас мы будем наполнять тишину звука­ми. Они должны быть разными: тихими и громкими, плавными и резкими, гармоничными и дисгармоничными. Перед вами музыкальные инструменты. Вам предстоит выбрать любой из них по желанию и затем сыграть на нем. Играть мы будем по

82

очереди. Задача всех остальных— слушать новые звуки, рож­дающиеся в тишине, и запоминать, какие они, а затем мы об­судим то, что происходило».

Чтобы облегчить задачу, можно предложить ребятам сыг­рать музыку настроения, разных чувств, звуки мира животных и птиц и др.

Обсуждение.

• Какие звуки родились в тишине?

• Чем они отличались друг от друга?

• Какие звуки запомнились больше всего и почему? И т. д.

Ход работы. «А теперь мы послушаем, как звучат предме­ты, окружающие нас, и поселим эти звуки в тишине. Есть ли звук у песка? А у камней (ракушек, фасоли, макарон и т. п.)? А у оберток от конфет? Различных тканей? Одежды? Воды? Подой­дите, пожалуйста, к столу, где находятся различные предметы, и постарайтесь с их помощью заселить тишину как можно боль­шим количеством звуков».

Обсуждение. Обсуждение проводится по той же схеме. Дракон Везения: «Наш мир— страна Фантазия— снова наполняется звуками, жизнью и радостью».

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 6. «ВОРОТА СФИНКСОВ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий;

2) развитие рефлексивных навыков; 3)развитие самосознания;

4)развитие внимания;

5) развитие внутренней компетентности;

6) повышение уверенности в себе; 7)развитие воображения.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, куклы или маски гномов, бумага, карандаши или мелки, Ворота Сфинксов (их просто соорудить из стульев, поставлен­ных на столы, к которым прикреплены маски сфинксов), аудио­запись ритмичной радостной музыки, карточки с загадками.

83

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Мои достижения» (упражнение)

Ход работы. «Фантазия продолжает открывать для нас свои тайны: сегодня нас встречают гномы Энгивук и его жена Ургл».

Энгивук: «Вы дошли до вторых ворот, многим помогли и многому научились, но Ничто еще не побеждено. Оно живет, в том числе и в ваших сердцах».

Ургл: «Есть один хороший старинный способ справиться со страхом и тоской в сердце. Надо вспомнить о своих успехах, достижениях и достоинствах».

Используя мелки, карандаши и фломастеры, ребята рису­ют на листе бумаги свои успехи, достижения, заслуги. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок.

Обсуждение. Когда рисунки готовы, группа разбивается на пары, и в парах каждый ребенок рассказывает о том, что нарисовал. После обсуждения в парах проводится групповое обсуждение. Уточняется, какой рисунок кого заинтересовал, отмечаются особенно необычные достижения, выделяются успехи, общие для группы и отдельных детей.

Ход работы. Энгивук и Ургл: «Возьмите эти волшебные грамоты с собой, они станут амулетами против Великого Ничто. А еще, ведь вы в Фантазии, не забудьте пофантазировать о тех достижениях, которые еще хотелось бы получить. В нашей стра­не сбываются все мечты». (Дети прощаются с гномами.)

«Сейчас перед нами следующее испытание, предсказанное Морлой, — Ворота Сфинксов. Они всегда открыты, створок нет, но, несмотря на это, через них пройдет только тот, на кого сфинксы закроют глаза. Взгляд сфинкса — это нечто совер­шенно иное, чем взгляд любого другого существа. Мы и все остальные видим мир и «вбираем» его в себя. А сфинкс не видит ничего, как слепой. Зато его глаза испускают из себя нечто — загадывают все загадки мира. Поэтому оба сфинкса неотрыв­но смотрят друг на друга. Взгляд сфинкса может выдержать

84

только другой сфинкс. Тот, кто шагнет между их взглядов, дол­жен будет отгадать загадки мира. Если не отгадаешь, не смо­жешь двигаться дальше по Фантазии. Готовы ли вы отгады­вать?»

«Сказочные загадки» (игра)

Дракон Везения: «Каждый из вас получит карточку, на ко­торой написана загадка. Надо не просто отгадать ее. Фантазия бесконечна, она не имеет границ, поэтому нужно придумать как можно больше отгадок на загадку. Ответ ни в коем случае не должен быть один. Чем больше ответов, тем быстрее вы пройдете через Ворота Сфинксов».

На отгадывание дается пять-семь минут и затем, выстро­ившись перед воротами, ребята по очереди говорят свою за­гадку и ответы на нее. После этого ребенок проходит через ворота. Если отгадок мало или загадка не отгадана, можно обращаться к помощи группы.

Загадки выбирайте известные и простые. В данном упраж­нении важно умение видеть множество вариантов ответов. Например: «Зимой и летом одним цветом». Варианты отгадок: ель,апельсин,солнце,крокодил,потолок, молоко,ворона,вода, облако и т. д.

«Счастливый танец» (упражнение)

Ход работы. Дракон Везения: «Тот, кто прошел Ворота Сфинксов, обычно совершает ритуальный танец, который в Фантазии прозвали «Счастливый». Каждый человек выражает счастье по-своему, поэтому и показывать этот танец мы будем по очереди».

Один ребенок встает напротив всей группы и под радост­ную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа ребят напротив тоже танцуют, в точности стараясь повторять его движения. Дракон Везения летает между ними и выбирает, кто следующий будет вести танец. Он берет ребенка за руку и совершает обмен, провожая первого танцующего на место второго. Музыка не прерывает­ся, ребята тоже не перестают танцевать. На месте солиста должны побывать все ребята.

85

Обсуждение. Упражнение заканчивается обсуждением проведенного упражнения.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 7. «РУДНИК СНОВИДЕНИЙ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий;

2) развитие рефлексивных навыков;

3) развитие самосознания;

4) повышение уверенности в себе;

5) тренинг эмпатии и чуткости;

6) раскрытие творческого потенциала.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, кольцо из корсажной ленты, аудиозапись ритмичной музыки, материалы для инсталляции.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Лабиринт» (игра)

«Мы отправляемся в подземелье Фантазии. Нам придется пройти через лабиринт. Будьте внимательны друг к другу».

Необходимые материалы. Корсажная лента длиной 2 метра 20 сантиметров, крепко связанная в кольцо.

Ход работы. Дети встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продето кольцо из корсажной ленты (напере­вес). Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по всему кругу. Чтобы усложнить задание, можно сложить кольцо вдвое (лабиринт сужается). Если кто-то отпустил руку соседа, путь начинается сначала.

86

Во время этой игры можно включить ритмичную музыку.

Дракон Везения: «Только ни слова, ни звука, понятно? То, где мы сейчас находимся, в Фантазии называют Рудником Сновидений. В нашем мире ничего не исчезает бесследно, и в подземельях Фантазии находятся те сны, которые утром мы не можем вспомнить. Любой шум может их разрушить.

Сейчас каждый из вас постарается найти свой забытый сон. Для этого вам нужно удобно устроиться где-нибудь, вспомнить хоть небольшой кусочек забытого сна и придумать его продол­жение. Затем мы расскажем свои забытые сны друг другу».

Группа разбивается по парам или тройкам, в которых ре­бята рассказывают друг другу свои сны. После этого прово­дится обсуждение в группе.

«Рудник сновидений» (групповая инсталляция)

Необходимые материалы. Два скрепленных между со­бой ватмана; различные вырезанные из журналов (газет, от­крыток и др.) картинки; клей; ножницы; цветная бумага; фоль­га; скотч; пленка для бутербродов; нитки; пустые пластиковые бутылки разного размера из-под лимонада; чистые пачки из-под сока, чая, мыла и др.; разные по величине коробки из-под обуви; воздушные шары; магнитофонная лента и многое дру­гое. Чем больше выбор материалов, из которых дети будут сооружать инсталляцию, тем оригинальней она получится.

Ход работы. «Перед вами большой лист бумаги и необыч­ный набор материалов. Используя их, постройте на этом листе «Рудник сновидений». Вспомните все, что вам когда-либо сни­лось, и постарайтесь отразить это в композиции. Детали ком­позиции скрепляйте между собой скотчем или клеем. В работе участвует вся группа. Не забывайте, мы в стране Фантазия, и здесь возможно все».

На эту работу потребуется 20-25 минут. Помогайте ребя­там, предлагайте различные идеи. Это поможет им раскрыть собственный творческий потенциал. Работа над инсталляцией будет проходить интереснее, если вы включите какую-нибудь сказочную, но активную музыку (электронные композиции Ро­берта Майлза).

Обсуждение. По окончании выполнения инсталляции на­ступает время обсуждения процесса ее изготовления и конеч­ного результата.

87

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 8. «ВОРОТА БЕЗ КЛЮЧА»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий; 2)развитие самосознания;

3) повышение уверенности в себе;

4) тренинг эмпатии и чуткости;

5) раскрытие творческого потенциала.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, коллекция ключей, хула-хуп (он будет служить Воротами Без Ключа), альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Ключи» (упражнение)

«Мы подходим к третьим, последним воротам, пройти ко­торые нам предсказала Морла, — Воротам Без Ключа. Во мно­гих местах Фантазии мы навсегда изгнали Великое Ничто, но во многих оно еще бесчинствует, уничтожая мечты и радость. Нам нельзя останавливаться. Дракон Везения, расскажи нам об этих воротах».

Дракон Везения: «Это необычные ворота, как и все в нашей стране. Их называют Ворота Без Ключа, потому что никто точно не знает, какой ключ их открывает. Одного ключа не существует. Для каждого человека есть свой ключ, и человек должен его узнать. За каждым ключом есть какая-то тайна. Эту тайну чело­век, желающий открыть ворота, тоже должен раскрыть».

Необходимые материалы. Коллекция различных ключей. Ключи могут быть как настоящие, так и сделанные из картона

88

или цветной бумаги. Главное, чтоб они были совершенно раз­ными по дизайну, размеру, функциональному назначению и принадлежали к разным историческим эпохам. Ключей должно быть достаточно много, чтобы у детей был выбор. Некоторые из них могут повторяться.

Ход работы. «Выберите, пожалуйста, из коллекции клю­чей тот, который является вашим. Не торопитесь делать вы­бор, прислушайтесь к себе и поймите, почему вы берете этот, а не иной ключ.

Если ключ уже у вас в руках, найдите удобное для вас ме­сто, расположитесь там и постарайтесь отгадать тайну ключа, в чем она? Откуда этот ключ? Что он открывал раньше? Кому он принадлежал? В какое историческое время он появился? Почему вы выбрали именно его? И т. д.»

Воротами Без Ключа может быть обыкновенный хула-хуп. С ключом в руке ребенок проходит Ворота, пролезая через круг, который вы держите. Затем ключи возвращаются в коллекцию.

«Волшебная Река» (игра)

«Отсюда по Фантазии начинает свой бег Волшебная Река. Сейчас каждый из вас поймет, почему она называется вол­шебной».

Ребята встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть боль­ше вытянутой реки. Каждый по очереди должен проплыть по реке. Каждый решает сам, как он будет двигаться, быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению пловца, который сам выбирает путь: он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда пловец проплыл весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий пловец начинает путь. Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. При жела­нии используйте приятную музыку со звуками реки, моря или водопада.

«Говорящие вещи» (упражнение)

Ход работы. «Река вынесла нас в долину Говорящих Ве­щей. Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало

89

ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предме­ты хотят что-то сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выбе­рите три любых предмета и запишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас».

Чтобы облегчить выбор, можно заготовить для каждого ребенка карточки, на которых будут указаны названия трех предметов.

Обсуждение/ Примерно через 10-15 минут группа делит­ся на микрогруппы, и в них проводится обсуждение. При жела­нии можно провести общегрупповое обсуждение, выделив при этом наиболее интересные варианты самоописаний.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 9. «МНОГОЛИКАЯ КОРОЛЕВА»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий; 2)развитие рефлексивных навыков; 3)развитие самосознания;

4) повышение уверенности в себе;

5) тренинг эмпатии и чуткости;

6) раскрытие творческого потенциала.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, кукла-марионетка Детской Королевы, костюмы сказоч­ных героев или элементы костюмов (веер, шляпка, хвост, ушки, плащ, меч и щит и т. п.), грим или детская краска для лица, коллекция аудиозаписей.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

90

«Сказочный бал» (упражнение)

Ход работы. «Для того чтобы окончательно победить Ничто, мы должны попасть на бал во Дворец и дать новые имена Коро­леве Фантазии».

Дракон Везения: «Наша королева— такая же, как вы, де­вочка. От других королев ее отличает то, что каждый ребенок дает ей новое имя. Для кого-то она Елена Прекрасная, для кого-то Белоснежка. У нее много имен. И пока дети дают ей новые имена, Фантазия процветает. Сегодня во Дворце большой бал, на который мы приглашены».

Используя костюмы сказочных героев (элементы костюмов, маски и др.) и грим, необходимо перевоплотиться. Каждый ребенок может выбрать, кем он хочет быть (костюмы могут быть принесены из дома). Грим поможет усилить эффект перево­площения. Для этого вам также понадобятся зеркала, вата и средства для снятия макияжа. Ребята могут разбиться на пары чтобы помочь друг другу подготовиться к балу.

Когда костюм надет и наложен грим, ребенку необходимо из коллекции аудиозаписи выбрать музыкальную композицию соответствующую его персонажу. Хорошо, если вы сделаете это заранее.

Ведущий объявляет начало бала и по очереди представля­ет каждого пришедшего на бал персонажа. Сказочный repot рассказывает о себе: из какой он сказки? Зачем пришел на бал? Чем он отличается от других? И т. д.

Под свою, специально подобранную музыку, сказочный герой показывает свой танец. Остальные участники бала стоят вокруг.

Обсуждение. По окончании «бала» дети возвращаются в круг. Им предлагаются следующие вопросы:

• Для чего проводятся такие балы?

• Что было самым трудным?

• Передавала ли музыка и танец характер героя?

• Какой герой заинтересовал больше всего и почему? И т. д

«Имя королевы» (упражнение)

«Для того чтобы увидеть Королеву, необходимо дать ей новое имя. Сейчас каждый из вас подумает, какое имя ей по­дошло бы, а затем мы по очереди назовем ее новые имена».

91

Ребята называют придуманные ими для Королевы имена. Если хотите усложнить задание, то предложите нарисовать эти имена или вылепить их из пластилина. Используя музыкальные инструменты, можно озвучить имена и т. п.

Появляется Королева: «Я рада приветствовать вас в своем Дворце. На протяжении всего вашего пути я следила за вами и хочу признать, что вы выбрали правильный путь. Те, кто побы­вал у нас, многому научились, и это помогло им кое-что изме­нить в своем реальном мире. Вы тоже стали другими: научи­лись любить себя и других, научились слышать, видеть и гово­рить, а главное — дружить и совершать добрые дела. В этот момент, когда мы разговариваем, последние призрачные части некогда Великого Ничто покидают Фантазию. Теперь там, где раньше были только серые будни, вы будете видеть тайну и чудо. Я всегда буду с вами, и если вы почувствуете, что в вашем сер­дце поселяется Ничто, только дайте мне новое имя — и Фанта­зия снова откроется для вас». (Королева прощается и уходит.)

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 10. «БЕСКОНЕЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Задачи:

1) подведение итогов;

2) развитие рефлексивных навыков;

3) развитие самосознания;

4) раскрытие творческого потенциала.

Необходимые материалы. Кукла или маска Дракона Ве­зения, групповой коллаж «Страна Фантазия» (занятие 1), кар­тинки из журналов, клей, ножницы, бумага, гуашь, кисти, ба­ночки для воды, вода.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

92

«Измени Фантазию» (групповой коллаж)

Ход работы. «Сегодня мы заканчиваем свое путешествие по Фантазии. Давайте вспомним, какой она была в нашем пред­ставлении в начале путешествия».

Перед детьми находится коллаж «Страна Фантазия», сде­ланный на первом занятии. Задача группы: дополнить и изме­нить Фантазию, используя предложенные артматериалы. Мож­но рисовать на отдельных листах каких-либо сказочных героев, затем вырезать и помещать их в пространство коллажа. Рабо­та ведется под спокойную волшебную музыку.

Обсуждение. Детям для обсуждения предлагаются следу­ющие вопросы:

• Что изменилось в Фантазии?

• Что изменилось в нас?

• Имеет ли Фантазия границы?

• Через некоторое время изменится ли Фантазия или оста­нется прежней? И т. д.

Ход работы. Дракон Везения: «Подходит время и мне про­щаться с вами. Я должен возвращаться в ущелье драконов. Есть много людей, которые нуждаются в моей помощи, в везении. Вы отдавали мне свое тепло и любовь, а я в ответ отдавал вам волшебное свойство— везение. Теперь каждый из вас везун­чик, и нет ничего в этом мире, чего бы у вас не получалось. Надо только по-настоящему захотеть, поверить в себя и вспомнить меня. Перед тем как улететь, я хочу попросить вас совершить еще один обряд, который принято совершать в конце путеше­ствия по Фантазии. Вам необходимо сыграть мелодию вашей группы. Все это время вы были вместе, поддерживали друг дру­га. Теперь, как только вы снова соберетесь вместе — зазвучит музыка. Услышать ее сможет каждый, если захочет».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: