Вопрос 32. Психология межгрупповых отношений

Вопрос 30.  Проблема принятия группового решения в социальной психологии.

Группа — это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.

Решение – выбор альтернативы.

Принятие решений – интегральная часть управления организацией любого рода

Проблема – ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.

 

Выделяют три основные формы групповых дискуссий, помогающие принятию решения:

 

1. Совещание – рассмотрение вопроса со всех сторон, совместные обсуждения, взвешивание сильных и слабых сторон предлагаемых решений.

2. Мозговой штурм. Сначала одна половина участвующих – «генераторы идей» - предлагают разнообразные решения сложившейся проблемы, которые только приходят в голову, причём никто их при этом не критикует и не анализирует, здесь важны полная некритичность мышления, креативность и свободное течение мысли. На втором этапе другая половина – «критики» - тщательно анализируют каждый предложенный метод и выбирают из них оптимальные.

3. Синектика. Решение принимается совместно ведущими дискуссии (синекторами) и группой. В этом методе ударение ставится на рассмотрение крайних противоположных сторон решения проблемы, что позволяет найти оптимальную «золотую середину».

 

Вопрос 31. Основные теоретические взгляды на эффективность деятельности малой группы.

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МАЛЫХ ГРУПП В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.Деятельностный подход. Он основывается на принципе деятельности. –програмно-ролевой подход и модель соц-перцепции процессов совместной деятельности. Успешность реализации деятельности очень важна для группы. (стратометрическая концепция групповой активности Петровского: 1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2– межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью. 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности), изуч-е групповой интеракции (Донцов) и эффективности (Немов),руководства и лидерства (Кричевский, Дубовская), межгрупповых отношений (Агеев).

2. Социометричнапр-е - использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств вариантов социометрического теста. Коломинский - конструирование различных социометрических процедур, включил эмпирический метод в содержательный теоретический контекст (рассматривается как тупиковый многими авторами).

3. Параметрич. конц-я. Создатель -Уманский, в 1960–70-е годы; разработал концепцию групповой активности. Идея подхода - поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (содержание нравствен. направленности группы – цели, ценности, мотивы, организацион. единство группы - подготовленности в сфере собств деятель-ти, психологич единство – межличн. контакты, познание, взаимопоним-е). В зависимости от выраженности кажд. параметра, группа располагается в континууме (антиколлектив, группа–конгломерат, группа–ассоциация, номинальная группа, кооперация, группа-автономия, коллектив).

Группа–кооперация – успешно действ организационная струк-ра, высокур-ньсотруднич-ва. Группа-автономия – груп идентификация, обособленность, слитность. Корпорация – элем-ты корпоративности. Коллектив– система отношений с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления, то есть, "...объединенная единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Антиколлектив – замкнутые извне, межличн. эгоцентризм, конфликтность, агрессив-ть.

Уманский: «параметрическая концепция» (1 – общественный блок (организованность, подготовленность группы) 2 – личностный (единство групп: эмоциональное, волевое и др.) 3 – общих качеств (климат, лидерство, сплоченность). Выделяются 6 уровней развития групп: 1)конгломерат (люди на остановке) 2)номинальная (группа получает цели деятельности) 3)ассоциация (начальный этап МЛО, интеграция) 4)кооперация (сильно выражен первый блок, хорошо налажены формальные и неформальные отношения) 5)автономия (выражены 3 блока) 6)коллектив (высший уровень развития группы).

4. Организационно-управленческий подход. Относящиеся к рассматриваемому направлению (психологи ленинградской школы: Китов,Кузьмин) исследования групп и коллективов носят прикладной характер и ориентированы на решение конкретных управленческих задач, задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

5. Тренингово-терапевтическое направление — сложилось в 70— 80-е годы преимущественно усилиями ученых Москвы [Петровская, 1982] и Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) [Емельянов, 1985; Либих, 1974] в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплеса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.

 

Вопрос 32. Психология межгрупповых отношений.

МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Психология межгрупповых отношений выделена в социальной психологии сравнительно недавно, в начале 50-х годов

XX века. Объективными причинами этого явления стало усложнение самой социальной жизни в виде этнических, классовых, религиозных и пр. конфликтов и методологические проблемы социальной психологии.

В научном плане этому способствовали труды А. Тэшфела, В. Дуаза, С. Московичи, М. Шерифа и др.

Исследования основателей теории социальной идентичности А. Тэшфела и Д. Тернера показали, что область межгрупповых отношений – это преимущественно когнитивная сфера. В неё включены четыре основных процесса: социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение, социальная (межгрупповая) дискриминация.

Социальнаякатегоризация – когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

 

Социальная идентификация – процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Социальное сравнение – процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

 

Заключительным звеном в серии когнитивных процессов являются внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация (склонность позитивно оценивать свою группу и критично другую группу). В их основе лежит потребность личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

Вопрос о соотношении когнитивных и социальных аспектов межгруппового взаимодействия по-разному освещается в социальной психологии. Феномен универсальности внутригруппового фаворитизма, полученный А. Тэшфелом, обусловлен тем, что эти два аспекта не были достаточно четко разведены. В работах В. Дуаза, хотя и подчеркивается влияние субъективного фактора на процессы межгрупповых отношений, признается социальное содержание когнитивных категорий. М. Кодол рассматривает не просто когнитивные структуры, возникающие в процессе межгрупповых отношений, но влияние этих структур на изменение самих отношений. Особенности формирования представлений о другой группе в условиях объективно существующего конфликта изучал М. Плон. Обобщая эксперименты этих исследователей, С. Московичи приходит к выводу о том, что межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любых межгрупповых отношений (Донцов, Емельянова, 1987).

В отечественной психологии межгрупповые отношения исследовались в работах: В.С. Агеева, А.И. Донцова, Т.П. Емельяновой, Б.Ф. Поршнева и др. В русле принципа деятельности предметом психологии межгрупповых отношений названа когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: