Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995)

Общая психология: 1.Психология познавательных процессов и состояний.2.Психология личности.3. Психология индивидуальных различий.4. Возрастная психология. 5.Социальная психология. 6. Зоопсихология. 7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований: 1. Педагогическая психология.2. Медицинская психология.3. Военная психология.4. Юридическая психология.5. Космическая психология.6. Инженерная психология.7. Экономическая психология.8. Психология управления.

3. В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. Составляющие психики: действия мозга, взаимодействие с людьми, внешний мир. Психика - особенная способность

Важнейшее свойство психики, на которое указывает большинство исследователей нерасчленимость, целостность. Психикой человека называется сложная по соотношениям и взаимодействию совокупность, сформированная психическими процессами, состояниями, свойствами, образованиями. Психические процессы. Под психическими процессами понимают завершённые реакции организма на сигналы поступающие от внутренних или внешних раздражителей, характеризующиеся началом, поступательным развитием и концом. Всю совокупность психических процессов можно подразделить на познавательные, эмоциональные, волевые.

Психические состояния. Уровни работоспособности индивида, определяющие качественный фон его деятельности называются психическими состояниями. Именно от психических состояний зависят стадии высокой и низкой личностной активности. Определяются как физиологическими факторами, так и кратковременными внешними воздействиями (например, похвалой или осуждением и т.п.). Состояния классифицируют по трём группам: общее психическое состояние, настроение (эмоциональный фон), вдохновение (состояние творчества).

Психические свойства являются относительно стабильным образованием, отображающие типичный для конкретного индивида характер деятельности в качественно-количественном выражении.

По структурной организации психические свойства классифицируют на четыре группы: 1.Жизненную позицию, определяющую уровень активности и избирательности человека, формируют интересы, убеждения, идеалы; 2. Под т емпераментом понимают природные врождённые свойства личности, обусловливающие степень подвижности, активность, уравновешенность; 3.Способность к творческому самовыражению, выраженность эмоциональных проявлений, развитость воли и интеллекта определяют способности;4. Совокупностью отношений и способов поведения формируется характер.

Психические образования человека. Под влиянием приобретённых в процессе жизни опыта и знаний складываются психические образования индивидуума.

Они определяют качество профессиональной деятельности. Обобщённым представлением психических образований считают сознательность. В целом психическая деятельность это нечто большее, чем просто совокупность нейро-гуморальной деятельности нервной ткани. Психическое возникает в результате совокупной обработки внешних и внутренних сигналов.

Психика – это совокупный продукт обработки головным мозгом массы поступающих сигналов на качественно ином уровне.

 

Функции психики- возможность адекватного индивидуального отображения внешнего мира обусловлено функциями психики.
Функция отражательная. Ежедневное влияние на психику человека оказывает огромное количество факторов, способных значительно корректировать эту функцию. Воздействие любого явления часто определяется условиями и временем воздействия, в голове у человека отображаются образы всех событий и объектов окружающего мира.

Выделяют три формы отражения: восприятие неживую природу, отражающие происходящие физиологические процессы и отражение сознания.

Благодаря своей динамичности, отражение позволяет выработать ответ на конкретную сложившуюся ситуацию. Человек адекватно воспринимает происходящую ситуацию без попыток её преобразовать.

Функция регулятивная. Восприятие окружающих событий не пассивный процесс. Благодаря регулятивной способности психики, человек может регулировать свое отношение, ставить задачи, воспринимать мотивацию и потребности. Благодаря психике изменяется поведение человека. Выделяют две разновидности регулятивной функции: - при направленности на достижение результата конструктивная, - при авантюрной и рискованной направленности – деструктивной.

Функция познавательная. Используется указанная функция для осмысления конкретной ситуации со всевозможных сторон с целью оптимальной адаптации. Это позволяет максимально комфортно чувствовать себя практически в любых условиях. Эта же функция позволяет каждому уникальному по своей сути индивидууму существовать как части общего социума.

Психика человека сложноорганизованная структура, позволяющая динамически изменять свои компоненты для лучшей приспосабливаемости человека.

Формы проявления психики. Структура психики: 1 Психические процессы: познавательные - ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональные - эмоции, чувства; волевые - механизм волевых действий, волевые качества. 2.Психические состояния: подъем, упадок, уверенность, бодрость. 3.Свойства личности: направленность (интересы, потребности, мотивы), способности, темперамент, характер. 4. Психические образования: знания, умения, навыки, привычки.

Содержание психического отражения: образ, отношения, переживание, поведение, побуждение к деятельности. Функции психики отражение, регуляция поведения и деятельности, предвидение (экспектации).

Уровни психического отражения: непосредственное чувственное отражение; уровень предметного восприятия: уровень абстрактно-теоретического мышления.

Происхождение и развитие психики (гипотеза Северцева). Через способы приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и функционирования органов (общий для растений и животных); путем изменения поведения без изменения организации (только у животных и связан с развитием психики в 2х направлениях - медленное изменение форм (инстинктов) и развитие способности к научению). Леонтьев: Возникновение психики. Толчком к появлению психического отражения (чувствительности), мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде. Чувствительность появилась на базе раздражимости, а это значит, что идея отражения связей между свойствами среды. Как психика развивалась: усложнение форм поведения, совершенствовались способности к научению, усложнение форм психического отражения. Главенство деятельности в развитии психического отражения.

По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и тд. Улучшение структуры и функций НС. послужило основным источником развития психики. Развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи.

Первоначальный уровень психики является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательною), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики.

Рис. 1. Структура психики человека

К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания. Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые. Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием. Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.). Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

4. Главная функция сознания — это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность.

Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:1.Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств. 2. Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик. 3. Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.

Понятие сознания и его функции. Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. 2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. 3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). 4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). 5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). 6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

 

Таблица 1.1 - Функции сознания

Функция Характеристика
Отражательная Сознание организует познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление), а также организует память.
Оценочная Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения, мышления и созерцания организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Преобразующая Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
Времяобразующая Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прош

5 .Понятие бессознательного. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результат.

Бессознательное – глубинный фундамент психики. Оно проявляется в различных и многообразных формах: установка, влечение, ощущение, интуиция, сновидение, состояние аффекта и др. Термин «бессознательное» используется для характеристики как индивидуального, так и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками процесса.

Проявление бессознательного в поведении человека. Все неосознаваемые психические процессы разделяют на три класса:- неосознаваемые механизмы сознательных действий,- неосознаваемые побудители сознательных действий,- «надсознательные» процессы.

С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целеобразны. Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О полном объеме хранящейся в памяти информации люди даже и не подозревают. Бессознательное выполняет функцию автоматизации человеческих действий. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, человек не мог бы ни думать, не действовать. Даже у вполне развитого человека основной запас информации хранится за пределами непосредственного контроля сознания.

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: