Языковые средства выражения тональности

1. Экспрессивная лексика и фразеология.

2. Морфологические экспрессивные средства (усилительные частицы, эмоциональные междометия, вводные слова с эмоционально- оценочным содержанием);

3. Синтаксические экспрессивные средства (инверсия, субъективно- оценочные конструкции, повторы и др. стилистические фигуры).

Оценочность публицистического стиля.

 

«Оценка предмета речи возводится в принцип создания публицистического текста. Авторские оценки могут быть рациональными по смыслу и развернутыми по форме, тогда они выражаются в отдельных микротекстах и входят в логическую схему текста на правах отдельных логических тезисов.

 Неотъемлемость и открытый характер оценочности в публицистич. тексте отнюдь не означает, что она выражается непосредственно базовыми единицами поля оценки хорошо/плохо и т.п.

 

Основные способы выражения оценочности.

1. Имплицитный способ проявляется в отборе и расположении объективно- логической информации, средств экспрессивного усиления, которые используются «автором газетного текста таким образом, что предполагают вполне определенную социальную оценку предмета речи. Читатель получает оценочную идею автора не в готовом виде – он самостоятельно выводит ее из объективно- логического содержания текста»

2. «… использование нейтральной лексики с рационально-оценочной коннотацией, известной носителям данного языка из общечеловеческого или национального опыта (например, честность,смелость, трудолюбие и др. – это положительная рационально- оценочная лексика, а лживость, трусость, лень – отрицательная». Современная публицистика избегает лобовых оценочных выводов. Текстовое поле оценочности носит несколько нейтрализованный логизированный характер, особенно в жанрах строгой публицистики. Названное качество не лишает публицистический текст определенности и оценки. Публицистич. экспрессия носит подчеркнуто социальный характер.

 

Темпоральная структура публицистического текста.

«Организация поля времени ПТ связана с общей целеустановкой публицистики информировать и, информируя, воздействовать. Объективное время ПТ имеет точкой отсчета текущий момент действительности, историческое сегодня. В авторизованных текстах, содержащих описание метасобытия- деятельности журналиста в процессе создания текста, нередко создается хронологическая ось, проходящая через весь текст.

Сигналы объективного времени выполняют две функции: 1) общетекстовой связи и 2) сегментации.

Объективное время в публицистике – основная темпоральная координата, так как опора на приблизительно или точно хронологизированные факты обязательна. Документируется и временная точка отсчета – датой выхода газеты или журнала. Объективное время в публицистике осуществляется в основном лексическими языковыми средствами.

 Концептуальное время – отражение реального на уровне концептов, моделей этой реальности. В числе средств выделения концептуальной информации пространственно- временные. Публицистич. стиль настолько пристально следит за реальным социальным временем, используя не только его прямые номинации, но и многообразные и многочисленные характеристики, что в результате складывается целостное представление об эпохе, периоде, конкретном времени».

 

 

Локальное поле публицистического текста.

«Ведущей смысловой линией в таком тексте является линия объективного пространства преимущественно в его социальном варианте. ПТ воспроизводит объективное пространство с помощью лексических и контекстных средств. От содержательной структуры текста зависит единство места или отсутствие такого единства, дискретность или общность пространства, его концентрический или векторный характер. Следует отметить обязательность локальной привязки факта – факт, не снабженный конкретизаторами (где и когда)- это не публицистич.факт.

 Специфика языковой организации поля объективного пространства заключается в том, что на первый план выдвигаются различные собственные имена; также значимы конкретно- предметная лексика и средства пространственного дейксиса(«Дейксис – указание как значение или функция языковой единицы, выражаемое лексическими грамматическими средствами. ЯС дейксиса: я, ты, мой, твой, этот, тот, вот, вон, здесь, сейчас и др.

 

Композиционные блоки публицистического текста.

«Конструктивный принцип публицистики распространяется на все текстовые категории, в том числе и на композиционные блоки. В первую очередь это относится к заголовкам ПТ. Информативность их содержания сочетается с экспрессивностью выражения, ведь особая функция публицистического заголовка – это функция рекламы текста (заголовок должен вызвать интерес и побуждать к чтению текста). В заголовке концентрированно выражаются все три функции текста – информативная, оценочная и прагматическая (экспрессивная). Так, в заголовках чрезвычайно активно используются рефлексы разговорности, трансформация фразеологизмов, вопросительные конструкции, заголовки «детерминантного» типа (В лесу, как дома; Вслед за «ударом молнии»), недоговоренность (На ринг вызываются…), парадокс (Мост длинною в тридцать лет).

Зачин ПТ – это композиционный блок, назначение которого сходно со значением заголовка – выразить авторскую целеустановку, привлечь и удержать внимание читателя.

Концовка ПТ аналогична зачину по характеру функций: 1) эмоциональная концовка на метаоснове; 2) концовка выводного типа с осложняющей модальностью волеизъявления.

 Концовка ПТ – логическая, оценочная и прагматическая, она «антистандартна», что выражается с помощью более частных линейных и полевых категорий текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: