Философия объективного идеализма Платона

Платон был одним из выдающихся учеников Сократа. Он родился в знатной, аристократической семье, которая традицонногтовила его к карьере политического деятеля. Однако. Познакомившись с учением Сократа, он решился заниматься филосовской деятельностью. Многие из его трудов дошли и до наших дней. Он был талантливым поэтом, писателем, музыкантом, художником, и даже чемпионом олимпийских игр по бегу. Настоящее имя Платона – Аристокл, но в историю философии вошел под прозвищем – Платон, которое в переводе с древнегреческого означало «широкоплечий». Платон умер в 80 лет, в день своего рождения насвдьбе у своего друга, который женил своего сына. Наследие Платона записано в форме диалога, одним из участников которго был Сократ. Смерть Сократа Платон переживал очень тяжело, сичтл её несправедоивой и возмущаясь афинской демократией, осудивше Сократа, он уезжает из Афиин и несколько лет путешествует по странам средиземноморья и греческим городам-полисам. Во время пребывания в Сиракузах он предложил Дионисию Старшему проект своего идеального государсва. Платон считал, что государством призваны управлять аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане, а земледельцы и ремесленники должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органх государственного управления. Озранятьгосударсвто должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причём сражи не должны иметь личной собственности,должны жить изолированно от остальных граждан, питаться за общим стлом. Иеальное государство, согласно Платону, должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Тем же целям должна служить система образования и воспитания. Платон выделил классификацию форм государственного устройства:

a) «Идеальное государство» - аристократия, в.т.ч. Аристократическая республика и аристократическая монархия;

b) Нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Согласно Платону, Тирания – наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства – результат «порчи» идеального государства. Тимократия – это государство ценза и чести: оно ближе к идеалу, но хуже аристократической монархии. Но Дионисий Старший непринял его проект идеального государсва, который был направлен на то, чтобылишить всех привилегий самого Дионисия. В результате этого Дионисий продал Платона в рабство. Ег выкупил один знакомый, после чего Платон взвращается в Афин, где основал Платоновскую академию, которая просуществовала до 529 года. Академией называлась, потому что она была расположена в роще, где стоял памятник антиному герою Академу. Здесь изучали самые разные науки, в.т.ч. математику, геометрию, физику, астрономию, философию, и дргие. Главой этой академии Платон оставался до конца жихни.

Платоновскаяфилософия – объективно идеалистическая. Она строится на принципе дуализма (двойственность), т.еречбъь идёт о наличии в его онтологии двух миров: это высший – идеальный и низший, земной физический мир. Идеальный мир сосит из эйдосов. Эйдосы – это образы, прообразы физических объектов. Их очень много,не не бесчисленное колличество, каждая идея вечная, она не возникает, она не уничтоается, не возникает и не изменяется, птому что изначально собственное содержание содержит в себе в полном объёме. Идеи расположениы друг относительноо друга в иерархическом порядке, они разные по содержанию и разные по степени общности. В основании этой иеерархическойвертикли лежат идеи отдельых предметов и явлений (идея человека, идея кошки, лошади и т.д.). Вторая ступень – идеи вида отдельных предметов и явлений (идея четвероногого и идея двуного, т.е. животные и люди, птицы). Далее – идеи родов бытия (идея животного, это и люди, и птицы, и животные). Четвертая ступень – идеи математических и геометрических объектов (идеи чисел или идеи геометрических фигур, они занимают высшее положение в иерархии потому, что это научные абстракции и это более общий по своему содержанию пласт идеи). СЛедудующая ступень – идеи нравственных качеств человека, это уже морально-нравственные и гноссеологическиекатегории, которые невозможно применить к каким-либо отдельным вещам, видам или родамвещей, онм охватывают все прдметы и явления. Самая высшая ступень – идея идей или Балго и Единое. Почему же благо венчает эту пирамиду идей? Птому что в идеальный мир немогут входить негативные идеи (идея грязи, уродства, преступления).

Физический мир по мнению Платона является бледной, нсовершенной копией идеального мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: