Немецкая классическая философия – грандиозное явление в философской мысли. Это по преимуществу идеалистическая философия. Только Л. Фейербах был материалистом.
Учение об обществе не было главной задачей н.к.ф., оно подчинено и находится в контексте других задач.
И. Кант исследовал сущность и границы человеческого разума. Главной задачей он видел исследование познавательной деятельности (чистый разум). Практическая философия Канта исследует практический разум – это обоснование законов моральной деятельности, которая лежит в основе общественной жизни. Кант выдвинул мысль об автономности морального закона, но при этом его важности для общественной жизни.
Кант сформулировал основной закон морали – категорический императив.
1. Поступай всегда согласно таким принципам (максима воли), чтобы ты мог пожелать сделать их всеобщим законом. (Иными словами: Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе).
2. Относись к любому человеку только как к цели, и никогда как к средству.
|
|
Г.Ф. Гегель создал грандиозную картину развития мира по законам диалектики, в основе которого лежит Абсолютная идея, которая развивается до Абсолютного Духа. Общество и общественная жизнь с ее формами – это один из этапов развития абсолютной идеи. В произведениях «Феноменология духа», «Философия права», «Философия религии» он рассматривает общество как систему, основанную на законах. Цель законов – достижение свободы. Но это свобода законопослушного гражданина.
Свобода, основанная на законе гражданского общества – это осознанная необходимость. Именно она лежит в основе общественной жизни. Это свобода гражданина в правовом государстве.
Л. Фейербах был материалистом и рассматривал жизнь как материальное явление. Протестовал против традиционного христианства и особенно против веры в загробную жизнь. Он считал, что она снижает в глазах человека ценность реальной жизни. Вместо христианской веры он развивал идею веры, основанной на любви как высшем проявлении человеческого начала. Религию же считал проявлением потребности человека в защите от природы в далекие времена, оценивал ее как «сон человеческого ума».
Общество, по Фейербаху, основано на человеческих чувствах и отношениях. Главное из них – любовь, связывающая людей.
Социальная философия марксизма
Марксизм являет собой закономерное и очень большое явление в истории мировой общественной мысли. Он возник в 40-ые годы ХIX столетия на волне рожденного в Европе массового рабочего движения как идейное выражение этого социального процесса. Основоположники ее – Карл Макс и Фридрих Энгельс.
|
|
Марксистская теория состоит из трех частей:
- материалистическая философия,
- политическая экономия и
- научного социализма.
Эти части взаимосвязаны и подчинены решению одной задачи – теоретическому обоснованию неизбежности гибели капитализма как строя и революционного изменения его новым, более умным и справедливым состоянием общества - социализмом.
В трудах Маркса и Энгельса происходит формирование собственно социальной философии, имеющей характер научного знания.
К.Маркс и Ф.Енгельс создали теоретическую модель капиталистического общества XIX в. – общественно-экономическую формацию, тем самым системно рассмотрели основные элементы:
- производительные силы и производственные отношения,
- базис и надстройку,
- общественное бытие и общественное сознание.
К. Маркс считал частную собственность разрушительной для общества, поскольку она приводит к отчуждению человека от производительных сил, политики, культуры, вносит конфликты и враждебность людей друг другу. Происходит утрата моральных принципов.
В XIX в. Возникает социология как наука. Основоположником ее считается Огюст Конт.
Другими крупными социологами были: Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Питирим Сорокин. В ХХ веке сложилось несколько направлений социологической мысли. Кроме того, сложился ряд концепций социальной философии, рассматривающих модели и перспективы общественного развития.
Экзистенциализм
Появился в начале ХХ в. И представляет собой значительное философское направление. Основная его направленность – осмысление человеческого существования (existentia), в контексте проблем общественной жизни. Общество в этом направлении не составляет самостоятельного предмета и объекта философской рефлексии. Объектом является человек и его существование.
Экзистенциализм был духовной реакцией на сложные процессы общественной жизни: индустриализации, конфликтности, дегуманизации, техницизма, развития цивилизации.
Проблемами экзистенциализма являются следующие (затрагивающие проблемы общественной жизни):
1. Проблема отчуждения индивида от общества вследствие конфликтности общества, нарастающего индустриализма.
2. Проблема смысла человеческой жизни и ее бессмысленности в условиях социальной реальности
3. Проблемы межличностной и социальной коммуникации
4. Проблема становления и раскрытия сущности человека в потоке существования. И др.
Представители экзистенциализма: Альбер Камю, Жан Поль Сартр, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс.
Вопросы к теме:
1. Когда возникло научное обществознание?
2. Каковы причины позднего возникновения обществознания?
3. Какую направленность имела социальная мысль Древнего Китая?
4. Какая общественно-политическая теория была создана Платоном?
5. Как характеризовал человека Аристотель? Чем он обосновывал необходимость государства?
6. Какова цель государства, по Аристотелю?
7. Какие признаки социальной справедливости вывел Аристотель?