Георг Фридрих Гегель. Людвиг Андреас Фейербах

Немецкая классическая философия – грандиозное явление в философской мысли. Это по преимуществу идеалистическая философия. Только Л. Фейербах был материалистом.

Учение об обществе не было главной задачей н.к.ф., оно подчинено и находится в контексте других задач.

И. Кант исследовал сущность и границы человеческого разума. Главной задачей он видел исследование познавательной деятельности (чистый разум). Практическая философия Канта исследует практический разум – это обоснование законов моральной деятельности, которая лежит в основе общественной жизни. Кант выдвинул мысль об автономности морального закона, но при этом его важности для общественной жизни.

Кант сформулировал основной закон морали – категорический императив.

1. Поступай всегда согласно таким принципам (максима воли), чтобы ты мог пожелать сделать их всеобщим законом. (Иными словами: Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе).

2. Относись к любому человеку только как к цели, и никогда как к средству.

 

Г.Ф. Гегель создал грандиозную картину развития мира по законам диалектики, в основе которого лежит Абсолютная идея, которая развивается до Абсолютного Духа. Общество и общественная жизнь с ее формами – это один из этапов развития абсолютной идеи. В произведениях «Феноменология духа», «Философия права», «Философия религии» он рассматривает общество как систему, основанную на законах. Цель законов – достижение свободы. Но это свобода законопослушного гражданина.

Свобода, основанная на законе гражданского общества – это осознанная необходимость. Именно она лежит в основе общественной жизни. Это свобода гражданина в правовом государстве.

 

Л. Фейербах был материалистом и рассматривал жизнь как материальное явление. Протестовал против традиционного христианства и особенно против веры в загробную жизнь. Он считал, что она снижает в глазах человека ценность реальной жизни. Вместо христианской веры он развивал идею веры, основанной на любви как высшем проявлении человеческого начала. Религию же считал проявлением потребности человека в защите от природы в далекие времена, оценивал ее как «сон человеческого ума».

Общество, по Фейербаху, основано на человеческих чувствах и отношениях. Главное из них – любовь, связывающая людей.

 

Социальная философия марксизма

Марксизм являет собой закономерное и очень большое явление в истории мировой общественной мысли. Он возник в 40-ые годы ХIX столетия на волне рожденного в Европе массового рабочего движения как идейное выражение этого социального процесса. Основоположники ее – Карл Макс и Фридрих Энгельс.

Марксистская теория состоит из трех частей:

- материалистическая философия,

- политическая экономия и

- научного социализма.

 

Эти части взаимосвязаны и подчинены решению одной задачи – теоретическому обоснованию неизбежности гибели капитализма как строя и революционного изменения его новым, более умным и справедливым состоянием общества - социализмом.

В трудах Маркса и Энгельса происходит формирование собственно социальной философии, имеющей характер научного знания.

К.Маркс и Ф.Енгельс создали теоретическую модель капиталистического общества XIX в. – общественно-экономическую формацию, тем самым системно рассмотрели основные элементы:

- производительные силы и производственные отношения,

- базис и надстройку,

- общественное бытие и общественное сознание.

К. Маркс считал частную собственность разрушительной для общества, поскольку она приводит к отчуждению человека от производительных сил, политики, культуры, вносит конфликты и враждебность людей друг другу. Происходит утрата моральных принципов.

 

В XIX в. Возникает социология как наука. Основоположником ее считается Огюст Конт.

Другими крупными социологами были: Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Питирим Сорокин. В ХХ веке сложилось несколько направлений социологической мысли. Кроме того, сложился ряд концепций социальной философии, рассматривающих модели и перспективы общественного развития.

 

Экзистенциализм

Появился в начале ХХ в. И представляет собой значительное философское направление. Основная его направленность – осмысление человеческого существования (existentia), в контексте проблем общественной жизни. Общество в этом направлении не составляет самостоятельного предмета и объекта философской рефлексии. Объектом является человек и его существование.

Экзистенциализм был духовной реакцией на сложные процессы общественной жизни: индустриализации, конфликтности, дегуманизации, техницизма, развития цивилизации.

Проблемами экзистенциализма являются следующие (затрагивающие проблемы общественной жизни):

1. Проблема отчуждения индивида от общества вследствие конфликтности общества, нарастающего индустриализма.

2. Проблема смысла человеческой жизни и ее бессмысленности в условиях социальной реальности

3. Проблемы межличностной и социальной коммуникации

4. Проблема становления и раскрытия сущности человека в потоке существования. И др.

Представители экзистенциализма: Альбер Камю, Жан Поль Сартр, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс.

 

 

Вопросы к теме:

1. Когда возникло научное обществознание?

2. Каковы причины позднего возникновения обществознания?

3. Какую направленность имела социальная мысль Древнего Китая?

4. Какая общественно-политическая теория была создана Платоном?

5. Как характеризовал человека Аристотель? Чем он обосновывал необходимость государства?

6. Какова цель государства, по Аристотелю?

7. Какие признаки социальной справедливости вывел Аристотель?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: