Отношение к природе в культуре разных стран

Многие исследователи считают, что среди ценностных ориентиров, по которым можно классифицировать культуры разных стран, в том числе бизнес-культуры, является отношение человека к природе.

Сходства и различия в эффективности управленческой деятельности в разных странах могут быть объяснены переменными внешней среды. Организация рассматривается как часть экологической системы (в широком смысле слова), в которой внешние факторы имеют определяющее влияние на эффективность менеджмента.

К недостаткам такого подхода относят переоценку факторов внешней среды и соответственно недооценку роли менеджмента, рассматриваемого как пассивного агента внешней среды.

Отношения между природой и культурой зависят в первую очередь от характера и особенностей последней, которые во многом обусловлены своеобразием религии. Имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религиях.

Согласно концепции К. Юнга, восточный человек – интроверт, его сознание направлено внутрь себя, он ищет спасения в самом себе, в совершенствовании своей духовности. Для него характерно смирение, преклонение и обожествление природы. В этом плане показательны индийские религии, с характерным для них принципом непричинения вреда всему живому.

Западный христианин придерживается прагматичного отношения к природе. Согласно К. Юнгу, западный человек – экстраверт, который видит себя преобразователем и покорителем природы. Отсюда известное выражение «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». Такой подход во многом обусловлен тем, что труд в христианстве выступает как основной удел человека, одна из главных его ценностей.

Выделяют три разных подхода к природе:

1. Природа (окружающая среда) рассматривается как подчиненный человеку объект, как источник для удовлетворения потребностей. Взаимодействие часто рассматривается как борьба за получение от природы тех или иных ресурсов или материальных благ.

Этот подход был исторически присущ большинству современных развитых стран. Так, например, вода в Великих озерах США, которую сейчас можно пить, еще в конце 60-х гг. была загрязнена настолько, что, по словам очевидцев, на побережье стоял устойчивый запах помойки.

2. Фаталистическое, подчиненное отношение к природе.

Для этого подхода характерно чувство незащищенности и страха перед стихией. Обычно этот подход можно встретить в развивающихся странах с низким уровнем образования и жизни населения.

3. Человек – это часть природы и он должен жить в гармонии с ней. Он должен не менять природу под себя, а подстраиваться под ее законы. Такой подход в наибольшей степени характерен для Японии и некоторых стран Юго-Восточной Азии.

Межличностные отношения.

Национальная культура, формируя систему базовых ценностей и социальных стереотипов, предопределяет модели поведения людей из разных стран в схожих ситуациях. Она обуславливает различный выбор при принятии бытовых и управленческих решений, когда мы сталкиваемся с поведенческими и управленческими дилеммами.

Исследователи разных школ выделяют до 30 параметров, связанных с поведением представителей различных национальных культур и их отношением с другими людьми. Их изучение помогает лучше понять коллегу, представляющего иную национальную и управленческую культуру, объяснить причины его поступков и намерений, спрогнозировать дальнейшие действия на переговорах, в частности, и в бизнесе, в целом.

Французский исследователь А. Лоран в 1970–1980-х гг. провел исследование национальных особенностей менеджмента. Базой для опытов послужили результаты опроса 817 менеджеров высшего звена управления из США и Западной Европы, проходивших профессиональную переподготовку в знаменитой школе INSEAD (Фонтенбло, Франция). Один из наиболее принципиальных результатов проведенного исследования гласил, что, хотя нормы корпоративной культуры и правил поведения транснациональной компании регулируют поведение менеджеров, но на уровне культурных установок они в большей степени опираются на национальные традиции и собственные представления и предпочтения.

В мире, ориентированном на взаимоотношения, многие предпочитают действовать через друзей, знакомых или родственников. Китайцы называют такие полезные связи «гуанси». Даже в странах, чрезвычайно ориентированных на сделку, например, США, предприниматели часто используют «влияние» или «блат». Однако в этих же странах вполне допустимо перейти к делу спустя очень недолгое время после знакомства – например, во время совместного приема пищи, посещения спортивных мероприятий и т.д. Бизнесмены вначале узнают друг друга и лишь потом переходят к детальному обсуждению договора.

В странах Востока: Японии, Тайване, Южной Корее для установления крепких отношений, предшествующих сделке, требуется долгое время и терпение. У представителей Фольксвагена ушло порядка девяти лет на переговоры с правительством Китая о строительстве завода.

Общими рекомендациями к установлению партнерства являются:

· знакомства во время международных торговых выставок,

· посещение интересующих вас стран в составе официальных торговых миссий;

· обращение к доверенному посреднику (высокопоставленному лицу, представителю посольства или организации, хорошо известной обеим сторонам, торговой палате или ассоциации, международному банку с представительством в данной стране).

Должное представление потенциальных партнеров друг другу является настолько важным в той же Японии, что большинство бизнесменов предпочитает обращаться в специальные консалтинговые фирмы, основной функцией которых является знакомство японцев с иностранными бизнесменами. Разумеется, это обходится дороже других методов знакомств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: