Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Все виды взаимодействия делятся попарно на два противоположных вида:
1. кооперация;
2. конкуренция;
согласие – конфликты;
приспособление – оппозиция.
Кооперация – это упорядочивание, суммирование сил участников. Средство соединения сил – это отношения между участниками, их вклад в степень включения во взаимодействие. Самая яркая форма конкуренции – конфликт. Схема конфликтов в социальной психологии включает следующие характеристики (по Л.А.Петровской):
1) структура конфликта;
2) динамика;
3) функции;
4) типология.
1. Структура конфликта состоит из конфликтной ситуации, позиции оппонентов, объект конфликта, инцидент как пусковой механизм, развитие, разрешение конфликта.
2. Существуют две разновидности (МортонДойч) конфликтов – деструктивные, разрушающие отношения, и продуктивные.
В деструктивных конфликтах постоянно расширяется число участников, усиливаются негативные установки.
Продуктивные конфликты не касаются несовместимых личностей, являются следствием разных позиций на одну проблему и способствуют выработке одинакового понимания проблемы.
Важность интерактивной стороны общения обусловила появление в социальной психологии нового направления – «символический интеракционизм» (М.Мид). Моделью взаимодействия признается игра, в которой человек выбирает «значимого другого» и ориентируется на то, как сам воспринимается этим «другим».
Стратегия взаимоотношений определяется характером общественных отношений, а тактика – представлением о партнере.