Трансактный анализ общения - Направление психологии, основанное Эриком Берном (США, 1955 г.). В основе его лежит предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское подразделяется на заботливое родительское состояние Я (правила поведения, норм)
критическое родительское состояние Я.
Взрослое состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность.
Детское состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных впечатлений.
Это Я подразделяется на: -естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), -приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), -возражающее детское Я.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Проблема группы в социальной психологии.
Группа – это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия.
Существует две трактовки понятия группы:
1) Группа как произвольное объединение (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа (статистические подходы).
2) Группа как реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).
Подходы к описанию групп:
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
-Выделяется объективный критерий различения групп.
-С точки зрения этого критерия анализируется каждая группа, ее отношения с обществом и входящими в нее личностями.
ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
-Наличие множества людей, среди которых протекает деятельность субъекта.
-В рамках психологического подхода важно изучать, как действует индивид в присутствии других людей и как он взаиимодействует с ними. Содержательная деятелньость группы не изучается. Группа не выступает как микросреда формирования личности.
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
-Включенность в группы определяет объективное место субъекта в системе социальной деятельности, а также эта включенность влияет на формирование сознания субъекта.
-Человек является представителем разных групп, каждая из них оказывает влияние на его сознание. Ищется некая равнодействующая всех этих групповых влияний. Нужно выяснить. какие характеристики группы важны для данного индивида.
-Изучается прежде всего особенности поведения и дяетельности людей, которые обусловлены их включением в реальные социальные группы. Важна содержательная характеристика этих групп.
-Группа как система деятельности сама является субъектом определенной деятельность, т.е. она включена в общественные отношения.
Социальная психология выделяет некую социальную группу по определенному социологическому критерию, описывает психологические характеристики этой группы, а также их значимость для каждого члена группы.
Психологические характеристики группы: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.
Статус (позиция) – это место индивида в системе групповой жизни.
Роль – это динамический аспект статуса.
Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна (нормы группы связаны с ценностями). Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой.
Санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм (бывают поощрительные и запретительные, позитивные и негативные).
КЛАССИФИКАЦИИ ГРУПП
Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов для класификаций: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.