Транзактный анализ о взаимодействии людей в процессе общения

Трансактный анализ общения - Направление психологии, основанное Эриком Берном (США, 1955 г.). В основе его лежит предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берн выделяет три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское   подразделяется на заботливое родительское состояние Я (правила поведения, норм)

критическое родительское состояние Я.

Взрослое состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность.

Детское состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных впечатлений.

Это Я подразделяется на: -естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), -приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), -возражающее детское Я.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

 

Проблема группы в социальной психологии.

Группа – это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия.

Существует две трактовки понятия группы:

1) Группа как произвольное объединение (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа (статистические подходы).

 2) Группа как реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Подходы к описанию групп:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

-Выделяется объективный критерий различения групп.

-С точки зрения этого критерия анализируется каждая группа, ее отношения с обществом и входящими в нее личностями.

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

-Наличие множества людей, среди которых протекает деятельность субъекта.

-В рамках психологического подхода важно изучать, как действует индивид в присутствии других людей и как он взаиимодействует с ними. Содержательная деятелньость группы не изучается. Группа не выступает как микросреда формирования личности.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

-Включенность в группы определяет объективное место субъекта в системе социальной деятельности, а также эта включенность влияет на формирование сознания субъекта.

-Человек является представителем разных групп, каждая из них оказывает влияние на его сознание. Ищется некая равнодействующая всех этих групповых влияний. Нужно выяснить. какие характеристики группы важны для данного индивида.

-Изучается прежде всего особенности поведения и дяетельности людей, которые обусловлены их включением в реальные социальные группы. Важна содержательная характеристика этих групп.

-Группа как система деятельности сама является субъектом определенной деятельность, т.е. она включена в общественные отношения.

Социальная психология выделяет некую социальную группу по определенному социологическому критерию, описывает психологические характеристики этой группы, а также их значимость для каждого члена группы.

Психологические характеристики группы: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

 

Статус (позиция) – это место индивида в системе групповой жизни.

Роль – это динамический аспект статуса.

Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна (нормы группы связаны с ценностями). Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой.

Санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм (бывают поощрительные и запретительные, позитивные и негативные).

КЛАССИФИКАЦИИ ГРУПП

Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов для класификаций: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: