. Этап предварительной подготовки.
Задачами этого этапа являются укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, устранение индивидуальных недостатков физического развития, приобретение большого числа двигательных способностей – основы освоения в будущем спортивной техники. Одна из главенствующих задач, стоящих перед тренером – формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям спортом и мотивации на достижение наивысших результатов в спорте. Используются самые разнообразные средства из различных видов спорта с включением подвижных игр и эстафет, от творчества и изобретательности тренера зависит интерес у занимающихся спортом и сохранение постоянного состава занимающихся в группах начальной подготовки. От того, насколько интересно тренер будет рассказывать занимающимся о жизни великих спортсменов, будет формироваться мотивационная установка на достижение самых высоких результатов в спорте, желание походить во всем на своих кумиров, подражать им в спорте и в жизни, и в том числе тренеру, который должен быть образцом для спортсменов.
|
|
2. Этап начальной спортивной специализации.
Продолжается разностороннее развитие физических возможностей, приобретение как можно большего числа двигательных навыков. В тренировочный процесс включаются средства специальной направленности, в основном на развитие специальной физической подготовки. Очень важно иметь многоборную направленность специальных средств – как основу для дальнейшего выбора узкой специализации. Объем специальных упражнений дается в небольшом количестве, так как задача достижения спортивного результата на этом этапе не ставится. Тренировочные нагрузки гликолитического воздействия не целесообразны и даже вредны.
3. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта.
На этом этапе подготовка становится все более специализированной, упражнения из смежных видов спорта используются чаще всего как средства, улучшающие восстановление, и для психологической разгрузки. Ставится задача достижения спортивных результатов. Наиболее способные в этом возрасте выполняют нормативы мастеров спорта. Спортсмен определяется с выбором более узкой специализации (спринтер, стайер). Содержание тренировочной работы должно соответствовать содержанию соревновательной направленности, совершенствуется спортивная техника и тактика.
4. Этап спортивного совершенствования.
На этом этапе предполагается достичь максимально запланированных результатов, поэтому тренировочный процесс носит узко специализированный характер, используются самые эффективные средства и методы тренировки, способные вызвать значительный рост спортивных результатов.
|
|
На этом этапе достигают максимальных величин тренировочные нагрузки. Учитывая, что на этом этапе продолжают заниматься спортсмены, для которых спорт стал основным занятием, тренировки проводятся по 2-3 раза в день, а суммарное количество времени, отводимого на тренировки, составляет 30 и более часов в неделю. Планирование тренировочных нагрузок носит индивидуальный характер с учетом выявленных особенностей каждого спортсмена. Большое внимание уделяется средствам профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности.
Одной из главенствующих задач тренера является подведение спортсмена в наилучшей спортивной форме к главным соревнованиям.
Материально-техническое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности (ПК-29).
Материально-техническая оснащенность включает спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для проведения соревнований, тренировки и восстановления. Продуктивность тренировочных занятий во многом зависит от технических средств обучения: тренажеров, автоматических систем управления (АСУ). Они применяются на всем протяжении подготовки спортсменов. Применение тренажеров дает возможность индивидуализировать учебно-тренировочный процесс и повысить интенсивность тренировочных занятий.
Тренажерами называют устройства, при помощи которых моделируются те или иные условия выполнения движений, режимы работы мышц в условиях структуры физического упражнения. Тренажеры имеют четкую целевую направленность:
1) тренажеры для технической подготовки, помогающие овладеть отдельными движениями двигательного действия, улучшить межмышечную координацию или объединить отдельные движения в целостное действие;
2) тренажеры для тактической подготовки (характерны для спортивных игр и единоборств), способствующие развитию тактических способностей, тактического мышления; изучению тактики; решению тактических задач;
3) тренажеры для развития специальных физических способностей, для избирательного воздействия на отдельные группы мышц с учетом структуры соревновательных упражнений;
4) тренажеры для развития специальных физических способностей в единстве с совершенствованием техники (метод совмещенных или сопряженных воздействий);
5) тренажеры для оценки уровня подготовленности в системе комплексного контроля.
АСУ обеспечивает получение информации, на основе которой осуществляется управление всем тренировочным процессом на всех его этапах: от создания представления об изучаемом двигательном действии, осмысления, формирования двигательного навыка до его применения в соревновательной деятельности. Некоторые виды АСУ предусматривают при тренировке специальную линию проводной или телеметрической связи спортсмена с ЭВМ.