Юные инспектора движения
Программа дополнительного образования детей 9 – 12 лет
Срок реализации 3 года
Составитель:
Волкова Наталья Александровна,
учитель,
I квалификационная категория
Г. Качканар
Г.
Пояснительная записка
Правила Дорожного Движения – это государственный нормативный акт в области регулирования дорожно-транспортных отношений. Поэтому знать правила и неукоснительно их выполнять обязаны все участники дорожного движения, то есть все граждане страны.
Возрастной анализ детского дорожно-транспортного травматизма говорит о том, что среди пострадавших доля учащихся школ составляет – 65%. Следовательно, необходимо направить усилия на отработку навыков безопасного дорожного движения детей этой категории, с учетом психолог-педагогических особенностей каждой возрастной группы.
Для организации работы в данном направлении создана Программа дополнительного образования «Юные инспектора движения».
Программа «Юные инспектора движения» по содержанию социально-педагогической направленности. По функциональному предназначению общекультурная. По форме организации групповая. По времени реализации годичная.
|
|
Цель программы: создание условий для развития личности детей и подростков, способных ориентироваться и действовать в динамично изменяющейся дорожно-транспортной среде, а так же воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с основными правилами безопасности движения на дорогах; специальной дорожной терминологией; методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения; правилами оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях.
2. Формировать навыки безопасного движения, умение предвидеть и избегать экстремальные ситуации – «ловушки» на проезжей части, а при необходимости быстро принимать решения и действовать в соответствии с дорожной обстановкой.
3. Вовлечь учащихся в деятельность по пропаганде правил дорожного движения в среде детей и подростков.
4. Воспитывать чувства сострадания и милосердия к пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
Программа адресована учащимся в возрасте 9-12 лет. Программа рассчитана на 3 года, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).
Программа «Юные инспектора движения» разработана на основе Программы «В жизнь по безопасной дороге», занятие, акции /авт.сост. Т.В.Фролова.- Волгоград: Учитель, 2015. При составлении программы использован опыт работы Тошевой Людмилы Ивановны «Основы безопасности дорожного движения: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011.
|
|
Программа разработана с учетом требований ФГОС к организации внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении.
В программе учтены возрастные особенности учащихся 9-12. У подростка вырабатывается формальное мышление, он может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылки независимо от воспринимаемой реальности, и, в то же время, подростковый возраст – период парадоксов в достижениях и возможных потерях. Практика говорит о наличии у детей подросткового возраста выраженной склонности к рискованным действиям на дорогах. В отряде ЮИД у подростков появляется возможность занимать различные социальные места в новом коллективе, следовательно, у них появляется новый опыт, новые знания о себе.
За последние годы обстановка в дорожном движении в Свердловской области стала значительно сложнее, напряжённее и опаснее в силу недисциплинированности на улицах как со стороны пешеходов (переход в неустановленном месте; выход на проезжую часть, не глядя на дорогу), так и со стороны водителей. Поэтому, большое внимание в процессе обучения с отрядом ЮИД уделяется различным формам поведения участников движения на дорогах, что является важнейшим фактором развития общего культурного уровня школьников.
При проведении занятий используется коллективная, групповая, индивидуальная форма работы. Взаимодействие учителя и учащихся организуется через беседу, дискуссию, игру, практикум.
Программа обеспечит обучение воспитанников правилам дорожного движения, овладение навыками безопасного поведения на дороге, в экстремальных ситуациях, изучение методов и форм пропаганды безопасного дорожного движения. Формирование коллектива отряда, ознакомление с традициями Отрядов Юных Инспекторов Движения. Участие в городских мероприятиях и конкурсах данного направления.
Под руководством педагога организуется работа по пропаганде ПДД в школе и микрорайоне, патруль на дорогах у школы и наиболее опасных участках микрорайона, индивидуальная работа с учащимися – нарушителями правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на дороге через стенную печать, театрализованные представления, конкурсные формы работы.
Так же общественно полезная деятельность в микрорайоне направленная на предупреждение ДТП с детьми, ведется совместно с работниками ГИБДД. Ребята выходят на патрулирование, следят за выполнением правил дорожного движения учащимися школы и дошкольниками близлежащих детских садов.
Занятие включает в себя две части аудиторную и внеаудиторную. Освоение материала в основном проходит в процессе обсуждения заданной темы. Большую часть времени занимает практическая часть.
К проведению занятий привлекаются в работники ГИБДД, педагоги класса «Светофор» МОУ ДОД «ДДТ», медицинские работники, преподаватели ОБЖ и КБЖ.
Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды деятельности и формы работы:
Вид деятельности /уровень результатов | Приобретение социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия | ||
Познавательная | Беседа | ||||
Проблемно-ценностное общение | Ролевая игра, взаимодействие в группах, коллективное изготовление макета, коллективное составление коллажей | ||||
Художественное и социальное творчество | Создание агитационных плакатов и листовок, размещение их в микрорайоне школы Выступление агитбригады перед учащимися и родителями
Оформление выставки рисунков в магазине «Кировский» Совместные рейды с сотрудниками ГИБДД Вручение листовок пешеходам и водителям на улицах города. |
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№п/п | Название темы | Количество часов | аудиторные | внеаудиторные |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Акция «Внимание дети!» | 1 | - | 1 |
3. | Правила поведения учащихся на улице и дороге | 5 | 3 | 2 |
4. | Остановочный путь и скорость движения | 2 | 2 | - |
5. | Посвящение в ЮИДДовцы | 1 | - | 1 |
6. | «Внимание, гололёд!» акция | 2 | 1 | 1 |
7. | Подготовка к олимпиаде по ПДД | 8 | 4 | 4 |
8. | Нерегулируемые перекрестки | 3 | 1 | 2 |
9. | Регулируемые перекрестки | 4 | 3 | 1 |
10. | «Безопасное колесо» | 3 | 1 | 2 |
11. | Пешеходные переходы | 4 | 2 | 2 |
12. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
Итого: | 35 | 18 | 17 |
Содержание курса
1. Введение. Улица полна неожиданностей. Город, в котором мы живем. Основные улицы и в микрорайоне школы. Знакомство с положением об отрядах ЮИД
2. Акция «Внимание дети!» рейд на пешеходный переход. Раздача памяток по ПДД.
3. Правила поведения учащихся ну улице и дороге. Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.
Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.
Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.
Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.
Выставка рисунков «Город. Улица Дорога»
4. Остановочный путь и скорость движения. Скорость и движения и торможение автомобиля. Остановочный путь и тормозной путь.
Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.
5. Посвящение в ЮИДДовцы. Прохождение испытаний организованные ЮИДДовцами 4 – 6 классов.
6. Акция «Внимание, гололед!» Особенности передвижения пешеходов и транспортных средств в гололёд.
Рейд на пешеходный переход. Раздача памяток.
7. Подготовка к олимпиаде по ПДД. Дорожные знаки и правила БДД.
Викторина «Дорожные знаки и их группы»
Первая медицинская помощь.
Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.
|
|
Основы страхования.
Встреча с сотрудником страховой компании.
Решение задач по БДД.
Работа с макетом «Перекрёсток».
8. Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке (моделирование на макете «Перекресток»).
Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (экскурсия).
9. Регулируемые перекрёстки. Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Из истории светофора.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.
Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток.
10. «Безопасное колесо» Правила для велосипедистов.
Практическое занятие на макете перекрестка во дворе школы.
Выполнение фигур для велосипедистов.
11. Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.
Опасные ситуации при переходе проезжей части.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (встреча с инспектором ГИБДД). Анализ причин их возникновения.
12. Итоговое занятие. Игра соревнование по ПДД. Награждение активистов.
Планируемые результаты реализации программы
Учащиеся будут знать
- Элементы дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет) и их назначение. Назначение бордюра и пешеходных ограждений;
- Что такое остановочный путь, его составляющие;
- Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, наземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами;
- Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
Учащиеся будут уметь
- Определять места перехода через проезжую часть;
- Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого;
- Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дорог, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т.п.
- Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого
- Пользоваться безопасной дорогой в школу, магазин и т.п.