Учащиеся будут уметь

Юные инспектора движения

Программа дополнительного образования детей 9 – 12 лет

Срок реализации 3 года

Составитель:
Волкова Наталья Александровна,

учитель,

I квалификационная категория

 


Г. Качканар

Г.


 Пояснительная записка

Правила Дорожного Движения – это государственный нормативный акт в области регулирования дорожно-транспортных отношений. Поэтому знать правила и неукоснительно их выполнять обязаны все участники дорожного движения, то есть все граждане страны. 

Возрастной анализ детского дорожно-транспортного травматизма говорит о том, что среди пострадавших доля учащихся школ составляет – 65%. Следовательно, необходимо направить усилия на отработку навыков безопасного дорожного движения детей этой категории, с учетом психолог-педагогических особенностей каждой возрастной группы.

Для организации работы в данном направлении создана Программа дополнительного образования «Юные инспектора движения».

Программа «Юные инспектора движения» по содержанию социально-педагогической направленности. По функциональному предназначению общекультурная. По форме организации групповая. По времени реализации годичная.

       Цель программы: создание условий для развития личности детей и подростков, способных ориентироваться и действовать в динамично изменяющейся дорожно-транспортной среде, а так же воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

       Задачи программы:

1. Познакомить учащихся с основными правилами безопасности движения на дорогах; специальной дорожной терминологией; методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения; правилами оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях.

2. Формировать навыки безопасного движения, умение предвидеть и избегать экстремальные ситуации – «ловушки» на проезжей части, а при необходимости быстро принимать решения и действовать в соответствии с дорожной обстановкой.

3. Вовлечь учащихся в деятельность по пропаганде правил дорожного движения в среде детей и подростков.

4. Воспитывать чувства сострадания и милосердия к пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

       Программа адресована учащимся в возрасте 9-12 лет. Программа рассчитана на 3 года, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).

       Программа «Юные инспектора движения» разработана на основе Программы «В жизнь по безопасной дороге», занятие, акции /авт.сост. Т.В.Фролова.- Волгоград: Учитель, 2015. При составлении программы использован опыт работы Тошевой Людмилы Ивановны «Основы безопасности дорожного движения: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011.

Программа разработана с учетом требований ФГОС к организации внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении.

В программе учтены возрастные особенности учащихся 9-12. У подростка вырабатывается формальное мышление, он может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылки независимо от воспринимаемой реальности, и, в то же время, подростковый возраст – период парадоксов в достижениях и возможных потерях. Практика говорит о наличии у детей подросткового возраста выраженной склонности к рискованным действиям на дорогах. В отряде ЮИД у подростков появляется возможность занимать различные социальные места в новом коллективе, следовательно, у них появляется новый опыт, новые знания о себе.

За последние годы обстановка в дорожном движении в Свердловской области стала значительно сложнее, напряжённее и опаснее в силу недисциплинированности на улицах как со стороны пешеходов (переход в неустановленном месте; выход на проезжую часть, не глядя на дорогу), так и со стороны водителей. Поэтому, большое внимание в процессе обучения с отрядом ЮИД уделяется различным формам поведения участников движения на дорогах, что является важнейшим фактором развития общего культурного уровня школьников.

При проведении занятий используется коллективная, групповая, индивидуальная форма работы. Взаимодействие учителя и учащихся организуется через беседу, дискуссию, игру, практикум. 

Программа обеспечит обучение воспитанников правилам дорожного движения, овладение навыками безопасного поведения на дороге, в экстремальных ситуациях, изучение методов и форм пропаганды безопасного дорожного движения. Формирование коллектива отряда, ознакомление с традициями Отрядов Юных Инспекторов Движения. Участие в городских мероприятиях и конкурсах данного направления.

Под  руководством педагога организуется работа по пропаганде ПДД в школе и микрорайоне, патруль на дорогах у школы и наиболее опасных участках микрорайона, индивидуальная работа с учащимися – нарушителями правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на дороге через стенную печать, театрализованные представления, конкурсные формы работы.

Так же общественно  полезная деятельность в микрорайоне направленная на предупреждение ДТП с детьми, ведется совместно с работниками ГИБДД. Ребята выходят на патрулирование, следят за выполнением правил дорожного движения учащимися школы и дошкольниками близлежащих детских садов.

Занятие включает в себя две части аудиторную и внеаудиторную. Освоение материала в основном проходит в процессе обсуждения заданной темы. Большую часть времени занимает практическая часть.

К проведению занятий привлекаются в работники ГИБДД, педагоги класса «Светофор» МОУ ДОД «ДДТ», медицинские работники, преподаватели ОБЖ и КБЖ.

Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды деятельности и формы работы:

Вид деятельности /уровень результатов Приобретение социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия
Познавательная Беседа    
Проблемно-ценностное общение

Ролевая игра, взаимодействие в группах, коллективное изготовление макета, коллективное составление коллажей

 
Художественное и социальное творчество

Создание агитационных плакатов и листовок,

размещение их в микрорайоне школы

Выступление агитбригады перед учащимися и родителями

Оформление выставки рисунков в магазине «Кировский»

Совместные рейды с сотрудниками ГИБДД

Вручение листовок пешеходам и водителям на улицах города.

 

 


Учебно-тематический план

Первый год обучения

№п/п Название темы Количество часов аудиторные внеаудиторные
1. Вводное занятие. 1 1 -
2. Акция «Внимание дети!» 1 - 1
3. Правила поведения учащихся на улице и дороге 5 3 2
4. Остановочный путь и скорость движения 2 2 -
5. Посвящение в ЮИДДовцы 1 - 1
6. «Внимание, гололёд!» акция  2 1 1
7. Подготовка к олимпиаде по ПДД 8 4 4
8. Нерегулируемые перекрестки 3 1 2
9. Регулируемые перекрестки 4 3 1
10. «Безопасное колесо» 3 1 2
11. Пешеходные переходы 4 2 2
12. Итоговое занятие. 1 - 1
Итого:   35 18 17

Содержание курса

1. Введение. Улица полна неожиданностей. Город, в котором мы живем. Основные улицы и в микрорайоне школы. Знакомство с положением об отрядах ЮИД

2. Акция «Внимание дети!» рейд на пешеходный переход. Раздача памяток по ПДД.

3. Правила поведения учащихся ну улице и дороге. Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.

Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.

Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.

Выставка рисунков «Город. Улица Дорога»

4. Остановочный путь и скорость движения. Скорость и движения и торможение автомобиля. Остановочный путь и тормозной путь.

Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.

5. Посвящение в ЮИДДовцы. Прохождение испытаний организованные ЮИДДовцами 4 – 6 классов.

6. Акция «Внимание, гололед!» Особенности передвижения пешеходов и транспортных средств в гололёд.

Рейд на пешеходный переход. Раздача памяток.

7. Подготовка к олимпиаде по ПДД. Дорожные знаки и правила БДД.

 Викторина «Дорожные знаки и их группы»

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.

Основы страхования.

Встреча с сотрудником страховой компании.

Решение задач по БДД.

Работа с макетом «Перекрёсток».

8. Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке (моделирование на макете «Перекресток»). 

Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (экскурсия).

9. Регулируемые перекрёстки. Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Из истории светофора.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток.

10. «Безопасное колесо» Правила для велосипедистов.

Практическое занятие на макете перекрестка во дворе школы.

Выполнение фигур для велосипедистов.

11. Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе проезжей части.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (встреча с инспектором ГИБДД). Анализ причин их возникновения.

12. Итоговое занятие. Игра соревнование по ПДД. Награждение активистов.

Планируемые результаты реализации программы

Учащиеся будут знать

  • Элементы дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет) и их назначение. Назначение бордюра и пешеходных ограждений;
  • Что такое остановочный путь, его составляющие;
  • Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, наземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами;
  • Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.

Учащиеся будут  уметь

  • Определять места перехода через проезжую часть;
  • Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого;
  • Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дорог, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т.п.
  • Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого
  • Пользоваться безопасной дорогой в школу, магазин и т.п.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: