Последовательность формирования захвата на примере развития навыков изобразительной деятельности, аппликации и лепки

Примечание. Появление любых форм захвата значительно опережает \его использование в деятельности Это наблюдается практически у всех детей. Так, например, малыш полутора лет, собирающий с ковра пылинки с использо­ванием пинцетного захвата, еще долго будет рисовать карандашом, зажав его в кулачке.

Рисование

Термин «ладонный захват» означает, что ребенок берет пред­мет, подгребая его пальцами к ладони. У детей с синдромом Дауна в деятельности такой захват формируется к 13 — 16 месяцам.

Первая ступень формирования ладонного захвата

Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони, ближе к рабочему концу, который направлен к мизинцу, то есть вниз. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата не требует вращения запястьем, что намного облегчает первые шаги обучения рисованию. Он больше подходит для рисования на горизонтальной поверхности, причем ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча.

Вторая ступень формирования ладонного захвата

Мелок, фломастер или карандаш ребенок захватывает, про­тивопоставляя большой палец («грабельки»). Рабочий конец на­правлен вверх. Такой захват удобно использовать при рисовании на вертикальной поверхности, на горизонтальной поверхности такой способ используется гораздо позже, так как требует от ре­бенка умения стабилизации и вращения запястьем на весу.

Ладонно-пальцевый захват — переходный от ладонного захвата к захвату щепотью. Формируется у детей с синдромом Дауна к 2-5 годам.

58


(4 Предмет лежит в ладони наискосок, рабочий конец мелка или кисти зажат между средним, указательным и большим паль­цами. При рисовании ребенок двигает всей рукой или предплечь­ем. Удобен при рисовании на вертикальной поверхности.

Захват щепотью подразумевает способность брать и удержи­вать предмет большим, средним и указательным пальцем. У детей с синдромом Дауна обычно используется в рисовании к 4-8 го­дам, в более простых видах деятельности может использоваться параллельно с ладонно-пальцевым захватом с трех лет.


Первая ступень формирования захвата «щепотью»

Карандаш зажат между большим и указательным пальцами с опорой на вытянутый средний. При рисовании ребенок все еще использует крупные движения рук и плеч, контроль мелких дви­жений развит недостаточно. Рисование на вертикальной поверх­ности все еще является наиболее доступным.

Вторая ступень формирования захвата «щепотью»

Отличается от первой ступени уменьшением движения всей руки за счет формирования большей стабильности плеча и локтя. Ребенок в это время лучше владеет движениями запястья, стаби­лизирует его, опираясь на поверхность стола. На этом этапе появ­ляется возможность рисования округлых форм на горизонтальной поверхности.

Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к зах­вату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью.

В это время ребенок может начинать рисовать кисточкой спо­собом примакивания.

При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами. В рисовании используется редко.

Первая ступень формирования захвата «пинцетом»

Когда ребенок захватывает предмет, он берет его подушеч­ками большого и указательного пальцев. Этот захват использу­ется, к примеру, при работе с пластилином, при создании ап-

59


пликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного

материала.


Вторая ступень формирования захвата «пинцетом»

Ребенок берет предмет кончики большого и указательного пальца. Такой захват достаточно редко используется в быту, но все же необходим при захвате мелких бусинок, вытаскивании тонкой нити из ткани и т. д. Если формирование столь точного захвата затруднено, вполне можно остановиться на предыдущей ступени и возобновить работу позже, в случае необходимости. На этом этапе начинает формироваться умение стабилизировать запяс­тье и совершать им вращательные движения, удерживая его на весу. Надо заметить, что это делает мелкие движения ребенка более точ­ными и продуктивными за счет отсутствия трения между ребром ладони и поверхностью. При необходимости можно помочь ребенку использовать такой способ стабилизации, обхватив и чуть припод­няв его запястье своей рукой.

У детей с синдромом Дауна вторая ступень пинцета наблюда­ется в деятельности после 5-8 лет.

Лепка

1

Виды работ, требующих использования ладонного захвата            !]

• Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на
столе, позже между ладонями («блинчики», «тарелочки»,
«диски для пирамидки»).

• Раскатывать пластилиновые столбики на столе. Прямое
движение руки («колбаски», «конфетки»).

• Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движени­
ями между ладонями рук «бревнышки для домика». Сам
домик собирает педагог.

• Задание скатывать шарики из пластилина круговыми дви­
жениями рук на столе, затем между ладонями, предпола­
гает умение устойчиво фиксировать запястье на весу («ко­
лобок», «мячик», «неваляшка», «ягодки»).

• Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ёжи­
ки»).

• Разрывать пластилиновый столбик («покорми зверят»).

Примечание. Два последних вида работ выполняют методом ладонного захвата только при отсутствии «щепоти».

60


Виды работ, предполагающих использование «шепотного»         *з











И «пинцетного» захватов первой ступени

• Разрывать пластилиновый столбик («зернышки для ку­
рочки»).

• Соединять края пластилинового столбика («сушки», «ко­
лечки для пирамидки»).

I    • Втыкать в пластилин палочку, держа ее щепотью («ябло-

ко», «ежик»).

• После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый
кончик («овощи-фрукты»).

• Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок»,
.,        «цветок»).

{       • Делать стеком вмятины в пластилине («глазки у ежика»,

«пуговки у неваляшки»).





Аппликата

Начинать этот вид деятельности малыш может только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место.

На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш.

Виды работ

• Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к
поверхности, намазанной клеем («снег», «листочки», «цве­
ты»).

• Прикреплять природный материал и мелкие бытовые пред­
меты к картону с помощью комка пластилина, прижи­
мая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы:
«игрушки на елку», «колеса к машине», «глазки зверя­
там»; ракушки: «цветочки», «бабочки» и т.д.).

• Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины сте­
ком («пуговки», «глазки», «цветочки»).








Доминантная рука

Многие дети с синдромом Дауна долго не отдают заметного предпочтения правой или левой руке. Отчасти это можно объяс­нить трудностями, которые они испытывают при пересечении рукой средней линии тела. Иными словами, если объект находит-

61


ся слева, то ребенку легче действовать левой рукой, чем тянуться к нему наискосок правой.

Развитие ведущей руки исключительно важно, так как затя­нувшееся равноценное использование обеих рук тормозит разви­тие мелкой моторики в деятельности.

Перед началом формирования ведущей руки необходимо вы­яснить, какой руке малыш отдает предпочтение сам, когда тянет­ся и берет игрушку, держит еду. Чаще всего эти два показателя помогают определить, какая рука является ведущей. Если доми­нантную руку определить не удается, мы начинаем развивать пра­вую как ведущую, а левую — как вспомогательную.

Трудности с формированием доминантной руки могут ука­зывать на проблемы зрения. У детей с синдромом Дауна могут быть проблемы в согласованном действии глаз. Если им трудно сфокусировать взгляд на объекте, они используют тот глаз и, соответственно, ту руку, которые оказываются ближе к этому объекту. В таких случаях для формирования согласованной работы глаз необходимы специальные упражнения.

Очень важно поощрять использование одной руки как веду­щей не только на специально организованных занятиях рисовани­ем или лепкой, но и в повседневной жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: