Развитие культурно-гигиенических навыков в норме

 

Возраст Прием пищи Одевание и раздевание Гигиена тела и навыки туалета
1 2 3 4
12-18 Самостоятельно ест Снимает носки, Обращает внимание на
мес. любую пищу, пьет и ! шапку, ботинки, грязные руки. С помо-
  чашки, которую дер- учится снимать щью взрослого моет и
  жит двумя руками колготки. Надева- вытирает руки. Реаги-
  С 12 месяцев учится ет шапку. Помо- рует на мокрые шта-
  самостоятельно есть гает одевать и раз- нишки. Когда хочет в
  ложкой густую пищу. девать себя соот- туалет, дает знать об
  В 16-18 месяцев учит- ветствующими этом взрослому, про-
  ся есть ложкой жид- движениями рук являя беспокойство или
  кую пищу. Пользуется и ног издавая какой-то звук
  салфеткой с помощью    
  взрослого    
18-24 Не проливая содержи - Снимает расстег- С небольшой помощью
мес. мого. пьет из чашки. нутые штаны, взрослого моет руки,
  Держит чашку одной куртку, пальто. вытирает их полотен-
  рукой. Ест ложкой, К двум годам ча- цем. Контролирует
  ничего не роняя. стично надевает свой стул, снимает шта-
- Пользуется салфеткой на себя одежду с нишки, когда садится
  если попросить вы- небольшой помо- на горшок. В течение
  тереть рот щью взрослого дня регулярно остается
      сухим. Регулярно про-
      глатывает слюну.
      Чистит по подражанию
      зубы

81


Продолжение табл 8

 

1 2 3 4
24-36 Совершенствует на- Надевает носки, Самостоятельно моет
мес выки приема пищи штанишки, руки с мылом и выти-
  Ест не размолотую ботинки, рается полотенцем В
  пишу Сам аккуратно снимает футболку 2,5-3 года моет руки с
  ест ложкой и вилкой рубашку, платье мылом перед едой
  Пьет жидкость через Расстегивает за- Вытирает нос, когда
  соломинку Самосто- стежку «молния» ему об этом напомина-
  ятельно пользуется крупные пугови- ют П о каз ы вает же с -
  салфеткой, говорит цы Аккуратно, в том, что хочет в туалет,
  «спасибо» определенном по или сообщает об этом
    рядке, складывав- ' словами Под руковод-
    одежду на стул ством взрослого ходит в
    Вешает пальто туалет (снимает шта-
      нишки, садится на гор-
      шок, надевает штаниш-
      ки) Помогает мыть се-
      бя (трет тело губкой
      или рукавичкой) Моет
      в ванне руки и ноги

Особенности развития навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна

Сроки формирования этихз навыков у детей с синдромом Дауна задерживаются в силу объективных причин. При их форми­ровании нужно учитывать два фактора: возраст и особенности развития таких детей.

Кратко повторим особенности развития ребенка с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие навыков самообслужи­вания.

Крупная моторика

Гипотония: сниженный мышечный тонус препятствует свое­временному развитию координации движений и уверенному со­хранению равновесия тела. У разных детей гипотония может быть выражена в разной степени и в разных мышечных группах.

1. Гиперподвижность суставов. Поскольку движения суставов непосредственно связаны с функционированием связок, а у де­тей с синдромом Дауна связки чрезмерно эластичны, им труднее контролировать движения.

82


2.Особенности физического строения тела. У маленьких детей с синдромом Дауна руки и ноги непропорционально коротки по сравнению с туловищем. Это создает определенные трудности при овладевании двигательными навыками.

Особенности строения тела и специфика развития навыков крупной моторики несомнено влияют на развитие ребенка и лю­бую его деятельность, в том числе и на самообслуживание. Ребен­ку, например, может быть трудно сесть на горшок или залезть на стул и т.д. (подробнее см. раздел «Крупная моторика»).


Мелкая моторика

1 Гипотония. Сниженный мышечный тонус сказывается на развитии навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами. Ребенку с гипотонией может быть трудно не только удерживать позу корпу­са, но и выполнять тонкие действия пальцами' нажимать на кноп­ки, удерживать в руках ложку, мелок и т.д.

2. Избыточная подвижность суставов, в том числе и суставов
рук, кистей и пальцев, обусловленная слабостью связок. Особен­
но заметна такая чрезмерная подвижность суставов у малышей. С
возрастом эта особенность, как правило, несколько сглаживает­
ся.

3. Анатомические особенности строения кисти и запястья. Руки
и пальцы детей с синдромом Дауна, как правило, короче, чем у
обычных детей, поэтому им бывает труднее освоить точные зах­
ваты пальцами. Кроме того, с короткими пальцами сложнее от­
винчивать крышки банок, удерживать кистью округлые предме­
ты и т.д. Таким детям бывает сложно стабилизировать запястье в
разных положениях, что необходимо для своевременного захвата
пальцами, удержания предмета и отпускания его.

4. Проблемы со зрением, которые мешают развитию коорди­
нации рука-глаз. Недостатки зрения обязательно должны быть скор­
ректированы (подробнее см. раздел «Мелкая моторика»).














Речь

Можно выделить ряд особенностей развития речи, влияющих на понимание просьб, инструкций и объяснений.

1. Понимание обращенной речи намного опережает развитие активной речи.

2.Зрительная память лучше слуховой.

83


3. Нарушение речи может быть усилено нарушением слуха.

4.Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.

5.Отставание речи при отсутствии других форм общения (же­сты, чтение) оказывает вторичное отрицательное воздействие на формирование навыков самообслуживания.


Развитие познавательной деятельности

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нару­шение когнитивного развития, внимания, памяти, но несмотря на это они, несомненно, обладают достаточно большим потенци­алом для обучения навыкам самообслуживания.

Особенности развития памяти и мышления детей с синдро­мом Дауна влияют на развитие навыков тонкой моторики, по­скольку им сложнее планировать последовательность движений уже на ранних этапах развития, когда больше всего задействуется крупная моторика. Это, в свою очередь, ощутимо замедляет раз­витие навыков мелкой моторики, а следовательно, и развитие навыков самообслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: