Представляет собой включение имеющихся у детей навыков в более сложную и осмысленную деятельность. Проводится совместно со взрослым, например, педагог рисует зайчика, а ребенок — травку для него или взрослый рисует машину, а малыш - дорожку.
Возможно создание парных работ «ребенок — мама» и создание коллективных работ, в которых принимают участие дети, родители, педагоги.
7.2 Лепка Основные задачи
• Формирование положительного отношения клепке.
• Привлечение внимания детей к результату деятельности,
обыгрывание результата.
• Формирование цепочки целенаправленных действий.
• Совершенствование захвата
• Знакомство с навыками работы с пластическими матери
алами.
• Стимуляция тактильной и кинестетической чувствитель
ности.
• Создание условий, стимулирующих общение.
Оборудование
• Мебель та же, что и при рисовании.
• Пластилин, глина или цветное тесто.
• Доски или клеенки для лепки.
• Стеки, палочки, природный материал для втыкания.
ПО
Содержание ***• ^г- • в
Выполнение простых заданий совместно с родителями Расположение участников как при собственном рисовании де- -тей.
Методика проведения
После создание игровой ситуации (например, мама-ежиха ищет ежат) педагог показывает приемы выполнения по шагам. Дети с помощью родителей выполняют задание - делают ежиков (втыкают палочки в комок пластилина, после чего мама прикрепляет пуговки вместо глаз). После этого поделки обыгрываются, например: мама-ежиха находит своих ежат, благодарит каждого ребенка за помощь. Поставив рядом ежиху и ежат, можно рассмотреть их, сравнить их по величине, определить, что ежиха — одна, а ежат много. Если ежата разного цвета, малышам будет легче узнать свою работу.
7.3 Аппликация Основные задачи
• Развивать интерес к процессу создания работы и к полу
ченному результату.
• Формировать цепочку последовательных целенаправлен
ных действий.
•Учить прикреплять детали на картон или бумагу с помощью пластилина или клеящего карандаша.
• Совершенствовать захват и зрительно-двигательную ко
ординацию.
• Способствовать развитию исследовательских действий.
•Создавать условия, стимулирующие общение.
Оборудование
Картон, бумага, вата, пластилин, клеящий карандаш, пуговицы, природный материал.
Содержание
Создание индивидуальных и коллективных работ в виде аппликаций или коллажей.
Расположение участников и методика проведения аналогичны работе по рисованию
8. Развитие крупной моторики и пространственной ориентиров
ки (физкультурное занятие) '
Основные задачи ,
• Стимуляция двигательной активности и исследовательс
кой деятельности.
111
Знакомство со схемой тела, развитие чувства равновесия,
ориентировка в пространстве, развитие планирования дей
ствий, предупреждение и коррекция двигательных нару-
л> шений, характерных при синдроме Дауна.
• Стимуляция речевой активности.
• Приучение детей к соблюдению очередности при совер
шении действий.
• Учить двигаться с учетом направления.
Оборудование
Батут, балансир, сенсорная дорожка, труба, наполненная шариками, большие мягкие модули, доски для ходьбы, мячи, кегли, раскачивающиеся игрушки (лошадки), приспособления для опоры во время ходьбы, большая дидактическая кукла.
Содержание
Подвижные игры и упражнения, представляющие собой цепочки действий.
Расположение участников и методика проведения
Родители с детьми входят в зал и располагаются вдоль стены. Педагог, используя большую дидактическую куклу, показывает цепочку действий, например: пройти по тактильной дорожке, пролезть в трубу с шариками, залезть на батут, попрыгать, помахать всем рукой, слезть и уйти на место
Дети с помощью родителей по очереди выполняют те же действия. Количество повторений заданий индивидуально и зависит от желания каждого ребенка. Если ребенок отказывается выполнять, родители стараются привлечь его внимание к действиям других детей. Следующий этап выглядит как свободная самостоятельная игра детей с использованием основного оборудования. От детей не требуется повторение тех же действий, однако в случае спонтанного повторения ребенком задания на это обращают внимание, малыша хвалят Поощрение используется и в том случае, когда малыш сам придумал интересный способ использования игрушки или оборудования
Примечание. Часть задач по физическому развитию удается решить во время игр детей под наблюдением родителей в свободное время на игровом и спортивном оборудовании горка, бассейн с шариками, различные качели и игрушки-качалки, устойчивые игрушки для ходьбы с опорой, велосипеды, самолет и т.д
112
9. Подготовка к еде, еда *
Основные задачи
л • Развитие навыков самообслуживания: формирование на-
ш быков еды, бытового труда, мытья рук.
• Совершенствование захвата, работа над координацией
рука-рот
• Стимуляция общения и речи.
Оборудование
Посуда красивая, удобная, небьющаяся. Для каждого ребенка нужна мелкая тарелка для печенья, мисочки для каши с высокими краями, чашка или стакан с отогнутыми краями. Ложка легкая, удобная, вилка пластмассовая. У каждого ребенка нагрудник и салфетки.
Красивый кувшин для сока, пластмассовые общие тарелки для печенья, фруктов, тазик для сбора посуды.
Стол — два полукруглых или круглый.
Содержание
Младшие дети учатся есть кашу ложкой с помощью, затем самостоятельно. Учатся брать и есть печенье, выбирать еду, самостоятельно пить, пользоваться салфеткой, просить еду, складывать посуду в таз.