Основные виды любительского художественного творчества

Любительское художественное творчество XVIII – начала XX века

 

    Любительское художественное творчество возникло XVIII в, в виде домашних, досуговых форм освоения представителями дворянства западноевропейского, а затем русского классического искусства. Это было домашнее музицирование на фортепиано, домашние театральные постановки, участие в собственных небольших симфонических оркестрах и  т.д. Со временем такие виды досуга начинают проникать в другие сословия. На рубеже XIX в – начала XX в. распространяются, при участии творческой интеллигенции, любительские кружки (хоровые, инструментальные, драматические) для рабочих и крестьян.

   Развитие любительского художественного творчества в области классического искусства было следствием реформ Петра I.

 

Основные виды любительского художественного творчества

   Важный импульс возникновению и развитию любительского театрального творчества дало в 1702 г. на Красной площади в Москве Комедиальной храмины – общедоступного театра, вмещавшего до 400 зрителей. Для выступлений была приглашена немецкая труппа, возглавляемая актером Иоганном Кунстом. К 1707 году представления в театре прекратились.

          Новым этапом в развитии зрительского интереса к театру, как стимула распространения досуговых увлечений театральным творчеством, сыграл указ об учреждении российского государственного тетра, изданный 30 августа 1756 г. императрицей Елизаветой Петровной.

       В 1762 г. дворяне были освобождены от обязательной службы, и многие их них начали посвящать больше свободного времени искусству, занятием музыкой, театром, организации собственных театров, оркестров и хоров, в которых сами участвовали.

 

К концу XVIII в. Сформировалось несколько видов дворянских домашних театров:

- дворянский любительский театр;

-театры, в которых вместе с дворянами – любителями выступали их «домовые», прислуга;

-крепостные театры, в которых на главные роли приглашались «вольные артисты» публичной императорской сцены или частично профессиональной антрепризы, а остальная труппа бывала из крепостных актеров

-крепостные театры, в которых «вольные» знаменитости, российские и иностранные, фигурировали только как руководители оркестра, балетмейстеры и театральные педагоги, исполнителями были крестьяне.

        

Первые крепостные театры – частные дворянские театры с труппой из крепостных – возникли в России в конце XVII в. Но широкое распространение получили только в конце XVIII – начала XIX в. Преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых, Юсуповых и др.). Многие из таких театров просуществовали вплоть до отмены крестного права.

           Крепостной театр графа Н.П Шереметьева, был одним из самых знаменитых крепостных театров. Шереметьев в детстве участвовал в домашних спектаклях в доме отца, посещал спектакли петербургского придворного театра. ВО время заграничных путешествий в Германию, Голландию, Швейцарию, Англию, Францию, Николай Петрович знакомился с театральной жизнью Европы. И когда его отец, Петр Борисович Шереметьев, основал собственный крепостной театр, то передал его руководство Николаю Петровичу. Зимой театр размещался в московском доме Шереметьевых, а летом в подмосковной усадьбе Кусково. Музыкантов и актеров в этот театр отирали из дворовых вотчинных крестьян.

    Основу репертуара составляли французские, итальянские, русские комические оперы, комедии, лирическая трагедия и балет пантомима.

Для представлений был построен театр – дворец в Останкино. Первый спектакль состоялся в 1795 г. Это была героическая опера И. Козловского «Взятие Измаила» (1795), поразившая современников силой и глубиной игры крепостных актеров, роскошью костюмов, совершенством и великолепием быстро менявшихся декораций.

    Музыканты Останкинского театра составляли один из первых полных симфонических оркестров России. Хоровой капеллой руководил С.А Дягтярев - крепостной музыкант и поныне известный как замечательный русский композитор XVIII-XIX в.

Театр князя Н.Б Юсупова в усадьбе Архангельское.

       В 1818 г. театр был торжественно открыт, ставшим одним из самых известных усадебных театров России.

  В Москве лучшие спектакли ставились в крепостном театре князя Долгорукова, который сам неоднократно принимал участие в любительских придворных спектаклях в дворце у Павла I на любительской сцене у графа Шереметьева. Кроме крепостной труппы у него играли актеры-любители. Сам князь всегда являлся в ролях комических.

    Большой известностью в Москве и за ее пределами пользовался крепостной хор князя Голицина. В 40-е годы. XIX в. он стал профессиональным коллективом и гастролировал по России.

     Граф А.К. Разумовский ежегодно устраивал в своем саду фольклорные представления - так называемы театральный сенокос: крепостные крестьяне, молодые нарядные парни, размахивающие косами, пели песни, девушки и молодые женщины, сгребавшие сено, водили хороводы.

   В городских домах российской аристократии открывались музыкально-литературные салоны. Самым известным в Москве был салон княгине З.И Волконской, располагавшийся на Тверской улице. Салдон посещали Пушкин, Языков, Киреевский, Алябьев и многие другие известные люди России. Держать свои салоны считалось большим искусством.

   С середины XVIII в. Стали создаваться любительские театры, ориентированные на выступления перед широкой аудиторией. Так молодой Ярославский купец- заводчик Ф.Г Волков, увлекавшийся театральным искусством, живописью, музыкой организовал в Ярославле в 1750г. из любителей труппу. Это был первый в России провинциальный публичный театр с русскими актерами, художниками, музыкантами, с репертуаром, в состав которого входило немало русских пьес. Театр Волкова стал основой создания в Петербурге в 1756 г. первого профессионального русского театра.

      В XVIIIв. Начали создавать любительские коллективы при учебных заведениях. Такие коллективы имелись, например, при Кадетском корпусе в Петербурге – закрытом дворянско-учебном заведении. Силами учащихся там ставилась трагедия Вольтера, пьесы А.П. Сумарокова и других авторов. После основания в 1755 г. Московского государственного университета в м были организованы студенческий хор и симфонический оркестр. Создавались любительские хоры и при консерваториях, в которых не было дирижерско-хоровых отделений.

      В конце XIX – начале XXв. Практически во всех слоях российского общества существовали любительские кружки.

        Абрамцевский художественный кружок. Абрамцево- это имение представителя русской купеческой династии, промышленника и мецената С.И. Мамонтова, ставшее в 1870-1890 гг.центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали знаменитые русские художники (И.Е Репин, Ю. М. Антокольский, В.А. Серов, М.А. Врубель и др.)

    В имении возник Абрамцевский художественный кружок – неформальное объединение русской интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей и др). При участии членов этого кружка в Абрамцеве началось возрождение русских народных ремесел: резьбы по дереву, изразцов вышивки.

Все участники кружка были вовлечены в постановки любительских спектаклей. Абрамцевский домашний театр вырос из семейных чтений любимых драматических произведений.

     Почти известно так же широко, как Абрамцево, известно Талашкино- усадьба княгини Мари Клавидиевны Тенящевой, расположенная недалеко от Смоленска. Теперь это историко-художественный заповедник. Там была собрана одна из лучших в России коллекция русского народного искусства.

     Алексеевский драматический кружок (1877-1887) связан с именем великого русского режиссера К.С. Станиславского. Этот кружок представлял собой домашний любительский театр. Первый спектакль этого кружка состоялся в подмосковной усадьбе Алексеевых Любимовке. В репертуаре кружка были комедии, но большей части переводные или переделанные с французского и немецкого, а также русских авторов.

       В 1888 г. В Санкт-Петербурге В.В. Андреев создал из любителей музыки оркестр народных инструментов. Его Великорусский оркестр прославился в России и других странах. Предшественником этого оркестра был организованный В.В Андреевы «Кружок любителей игры на балалайках».

      Таким образом, народная музыка «вышла на сцену». При этом обучение ей стало организованным образовательным процессом отличающейся от народной педагогики своими формами и методами.

    Представителями творческой интеллигенции были создателями и руководителями различных любительских рабочих и крестьянских кружков, театров, музыкальных коллективов.

    Представители творческой интеллигенции участвовали в подготовке руководителей любительских художественно – творческих коллективов.

Таким образом, в начале XXв. в России сложилась система организации и педагогического руководства любительским художественным творчеством, основанная на частной инициативе творческой интеллигенции и меценатов искусства. Развитию такого творчества способствовало распространение бесплатных общедоступных фор художественного образования детей и взрослых.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: