Ш.З.А ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГО ПСИХОЛОГИИ
Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.
Предметом логопсихологии является изучение своеобразия пси-гческого развития людей с различными формами речевой лато-югии.
Задачи логопсихологии.
1. Изучение специфики психического развития при первичных
'левых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.
2. Изучение особенностей личностного и социального развития
детей с речевой патологией.
3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи
эффективных средств воспитания и образования.
4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позво
ляющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных
ю внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слухо-
}ой функции, задержки психического развития, сложных недо
статков развития).
5. Разработка методов психологической коррекции и профи-
шктики речевых нарушений в детском возрасте.
|
|
Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С.Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р.Лурией, Р.Е.Ле-Зиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами гсихического развития, утверждающий ее ведущую роль в опо-;редствовании психических процессов.
Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях [. С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального зазвития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного зыпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».
Так, первичный дефект, недоразвитие или повреждение раз-Шчных звеньев речевой системы при отсутствии специальных соррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограни-кнность сенсорных, временных и пространственных представле-шй; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточ-юе умение строить умозаключения, устанавливать причинно -следственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с
227
речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности и одиночества.
Для получения целостной картины структуры нарушения лого-психологии необходимо опираться на патопсихологию, на знание закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрастную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейро-лингвистикой. Важное значение для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др.