Лава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)

Ш.З.А ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГО ПСИХОЛОГИИ

Логопсихология — это отрасль специальной психологии, кото­рая изучает психические особенности человека, имеющего рече­вые нарушения первичного характера.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия пси-гческого развития людей с различными формами речевой лато-югии.

Задачи логопсихологии.

1. Изучение специфики психического развития при первичных
'левых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

2. Изучение особенностей личностного и социального развития
детей с речевой патологией.

3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи
эффективных средств воспитания и образования.

 

4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позво­
ляющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных
ю внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слухо-
}ой функции, задержки психического развития, сложных недо­
статков развития).

5. Разработка методов психологической коррекции и профи-
шктики речевых нарушений в детском возрасте.

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными пси­хологами (Л.С.Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р.Лурией, Р.Е.Ле-Зиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами гсихического развития, утверждающий ее ведущую роль в опо-;редствовании психических процессов.

Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях [. С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального зазвития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анали­затора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного зыпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

Так, первичный дефект, недоразвитие или повреждение раз-Шчных звеньев речевой системы при отсутствии специальных соррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограни-кнность сенсорных, временных и пространственных представле-шй; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и кон­центрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточ-юе умение строить умозаключения, устанавливать причинно -след­ственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уро­вень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с

227


речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружа­ющим миром, к чувству отверженности и одиночества.

Для получения целостной картины структуры нарушения лого-психологии необходимо опираться на патопсихологию, на зна­ние закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, воз­растную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Сле­дует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нару­шениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейро-лингвистикой. Важное значение для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: