Закономерности и принципы процесса обучения

Виды обучения и их характеристика

Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед нами наводящих вопросов.

Догматическое обучение – коллективное обучение, в основу которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание, дословное воспроизведение текста. Распространено было в средние века.

Объяснительно-иллюстративное обучение: объяснение в сочетании с наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным.

Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем. Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов.

Существует 4 уровня проблемности обучения:

I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и обсуждении учениками (проблемное изложение материала).

II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод).

III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить.

IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает.

Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем:

1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

3) каждый шаг завершается контролем;

4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).

ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.

Компьютерное обучение. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач -предъявления информации, управление ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных развитии учебного процесса и т.д.

Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. Модуль (учебный) – часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль включает: цели и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны быть усвоены обучающимися, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форма отчетности и критерии оценки.

Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения. На ее основании по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д. Курсовые, дипломные работы также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке.

Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся. Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы. Особенности развивающего обучения:

1) центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик;

2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;

3) вся учебная деятельность представляет собой решение когнитивных (познавательных) задач, поэтому основным средством обучения является постановка задач учителем и организация их решения;

4) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

1) проблемность обучения;

2) оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;

3) индивидуализация и дифференциация обучения;

4) специальное формирование как алгоритмических так и эвристических приёмов умственной деятельности.

Закономерности и принципы процесса обучения

Закономерности обучения — это объективные, существенные, ус­тойчивые связи между составными компонентами процесса обучения, но эти связи, зависимости носят преимущественно вероятностно-стати­стический характер, проявляются как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внут­ренние. Первые характеризуют зависимость обучения от обществен­ных процессов и условий, от социальной и политической ситуации, уров­ня культуры и пр.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, сред­ствами, формами. Назовем ряд закономерностей, проявляющихся в обу­чении при наличии определенных условий:

• обучающая деятельность преподавателя носит и воспитывающий характер (но в зависимости от условий это воспитательное воздействие может иметь большую или меньшую силу, может быть положительным и отрицательным);

• зависимость между взаимодействием педагога и ученика и результатами обучения (чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность ученика, тем выше качество обу­чения);

- прочность усвоения учебного материала зависит от системати­ческого повторения изученного, от включения его в ранее прой­денный и в новый материал;

• зависимость развития умений учащихся от применения поиско­вых методов, проблемного обучения.

Принципы обучения — это руко­водящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих про­цесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями про­цесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.

Принцип духовно направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и со­циального поведения.

Принцип научности требует, чтобы содержание обуче­ния знакомило учащихся с объективными научными фак­тами, теориями, законами, отражало бы современное со­стояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам науч­ного поиска, методам науки, способам научной организа­ции учебного труда.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников исполь­зовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действи­тельность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, обще­ственными институтами, широко привлекается на уроках и внеклассных занятиях местный краеведческий материал и т.п. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятель­ности в школе и за ее пределами.

Принцип систематичности и последовательности предпо­лагает преподавание и усвоение знаний в определенном по­рядке, системе. Он требует логического построения, как со­держания, так и процесса обучения, что выражается в соблю­дении ряда правил.

Требование систематичности и последовательности в об­учении нацелено на сохранении преемственности содержа­тельной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок — это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Принцип доступности требует учета особенностей разви­тия учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических пе­регрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с ко­торыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнооб­разных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методиче­ского структурирования его, характера, структуры организуе­мой учителем деятельности учащихся, применяемых педаго­гом методов обучения.

Принцип наглядности — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприя­тию и переработке учебного материала. Это "золотое прави­ло" дидактики сформулировал еще Я.Коменский. В процес­се обучения детям надо дать возможность наблюдать, изме­рять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные пред­меты на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудо­вание и пр. Виды наглядности по линии возрастания их аб­страктности можно, согласно концепции ТА Ильиной, под­разделить на:

- естественную наглядность (предметы объективной ре­альности);

- экспериментальную наглядность (опыты, экспери­менты);

—объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);

—изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);

-звуковую наглядность (магнитофон);

—символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);

—внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Принцип сознательности и активности, учащихся в обуче­нии — обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организу­ют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Активности и сознательности в учении можно добить­ся, если:

—опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом мес­те — познавательные интересы, профессиональные склонности;

—включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;

—использовать такие методы обучения, как дидактиче­ские игры, дискуссии;

—стимулировать коллективные формы работы, взаимо­действие учеников в учении.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно за­креплялись в памяти учеников, стали бы частью их созна­ния, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от мате­риала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

—прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

—для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения ма­териала, учесть индивидуальные различия;

— прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логиче­ские связи;

— прочность знаний обеспечивается систематическим
контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индиви­дуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообраз­ные формы организации обучения: урок, экскурсии, прак­тикумы, а также различные способы взаимодействия уча­щихся в учебном процессе: индивидуальную работу, рабо­ту в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: в по­ходах, поездках, кружках, клубах и различных объедине­ниях по интересам и других.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: