Понятие коммуникации. Коммуникативный акт и его структура

Типология уровней, форм и видов социальной коммуникации.

Типологизация – это метод исследования, позволяющий установить устойчивые сочетания свойств какого-либо объекта на основании определенного критерия, позволяющего его идентифицировать и отличить от другого объекта. В типологии социальной коммуникации различаются ее уровни, формы и виды.

Уровни коммуникации выделяются по характеру, количеству субъектов и по масштабности коммуникационного процесса: сколько и кто – отправитель информации (коммуникатор, адресант), и сколько и кто – ее получатель (адресат, реципиент). Инициатор коммуникации – личность, социальная группа, инстанция, институт, общество в целом.

Выделяют следующие уровни коммуникации:

внутриличностная (интраперсональная) – осознанное или неосознанное общение человека с самим собой: самоанализ, самопознание, самооценка «Я», сны, беседа с самим собой, рефлексия, интроспекция (см. главу 5);

межличностная (или интерперсональная) – процесс обмена сообщениями и их интерпретациями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом; взаимодействие двух или нескольких коммуникаторов: беседа, общение с подругой, родителями;

коммуникации в группах – коммуникация внутри группы, между группами, между индивидом и группой. Группы могут быть по числу членов малыми, средними и большими; по характеру – профессиональными, дружескими, семейными, формальными и неформальными. Существует межгрупповая коммуникация с выделением лидеров (переговоры, деловое совещание), внутригрупповая коммуникация (съезд, профсоюзное собрание).

личностно-групповая – урок, лекция;

организационная коммуникация (более 100 участников, однако может быть и меньше – на небольших предприятиях и в организациях). На этом уровне появляется иерархия коммуникации – от высшего управленческого уровня до низших (подчиненных);

публичная коммуникация – передача информации, затрагивающей общественные интересы и имеющей публичный статус (т. е. открытость обсуждения, нацеленность на общее благо) для определенной аудитории. В общественно-политической сфере – это диалог власти и народа, в социально-экономической сфере – форма маркетинговых коммуникаций между продавцом и покупателем. Примеры публичной коммуникации – выступление одного человека перед коллегами по работе, по радио и телевидению (лекция, доклад, выступление артиста);

межсоциумная, межгосударственна я– обособление, война, международная торговля, дипломатия, различные формы межгосударственной интеграции.

массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Информационное пространство – множество сообщений, которые транслируют социальные субъекты, используя технологии массовых коммуникаций, а именно: фабрикацию слухов, размещение рекламы, прокат кинофильмов, театральные постановки, шоу-бизнес и публикации в СМИ. Множества сообщений СМИ составляют медиапространство как область информационного пространства;

медиакоммуникация –особый тип коммуникации, который дает возможность говорить о коммуникации внутри медиаполя;

глобальная коммуникация связана с процессами глобализации, с появлением новейших технических средств передачи информации. Это коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. Одной из систем глобальной коммуникации выступает Интернет.

По способу связи и особенностям канала коммуникации:

· непосредственные (лицом к лицу)

· технические, опосредованные коммуникации:

- аудитивные (их можно слышать – радио),

- визуальные (их можно видеть – чтение прессы)

- аудиовизуальные (в них задействованы зрение и слух – кино).

По степени выраженности механизмов обратной связи между адресантом и адресатом:

· аксиальные (от лат. axio – ось коммуникации, которая характеризуется тесной обратной связью, точным адресатом (межличностные коммуникации, коммуникации в семье, общение друзей)

· ретиальные (от лат. retio – сеть, невод) коммуникации, для которых характерна слабая обратная связь, а адресатом является неопределенное, вероятностное множество реципиентов.

Массовые комм. – реклама, журналистика, политический PR – это ретиальные централизованные коммуникации.

В рамках культурно-исторических форм массовой коммуникации выделяют:

· синхронную коммуникацию – передачу сообщения во времени (гонец, голубь, глашатай, молва, тамтам)

· диахронную коммуникацию – не только передачу сообщения в пространстве, но и сохранение его во времени от поколения к поколению, от культуры к культуре, от массы к массе (религия, обряд, обычай, образование, обучение, воспитание, письменность, игра, мода)[109].

 

Понятие коммуникации. Коммуникативный акт и его структура.

Общие функции общения в организационном поведении:

· Коммуникативная функция – обмен информацией между индивидами.

· Регулятивная функция – в процессе общения индивид регулирует (изменяет) как свое собственное поведение, так и поведение партнера по общению.

· Перцептивная функция – общение включает в себя взаимное восприятие партнерами друг друга, которое во многом обеспечивает или затрудняет понимание общающихся.

Структура коммуникативного акта. В каждом акте общения можно идентифицировать несколько его элементов:

· Адресант — лицо, посылающее сообщение (субъект общения).

· Адресат —лицо, которому направлено сообщение. В организациях источниками и адресатами общения выступают сотрудники организации с их целями, мотивами, знаниями, идеями и т. д.

· Сообщение — содержание коммуникативного акта.

· Код — форма, в которой идеи и цели могут быть выражены как «сообщение». Код может включать вербальные средства (т.е. средства естественного языка), математические символы, диаграммы, жесты и т. д.

· Цель — зачем, ради чего послано сообщение.

· Каналсвязи — среда, обеспечивающая связь адресанта с его адресатом. Каналом связи может быть голос, текст, проводная связь, связь через эфир, информационные табло и др.

· Результат — то достигнуто в итоге общения.

Коммуникативный процесс можно разбить на пять этапов:

· 1 этапначало обмена информацией, когда адресант должен ясно представить, что именно (какую идею и в какой форме), с какой целью он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

· 2 этапкодирование или перевод идей адресанта в систематический набор символов. Кодирование обеспечивает форму, в которой идеи и цели могут быть переданы адресату.

· 3 этапвыбор и передача информации через определенный канал связи: голос, жесты, мимика, текст, электронные средства связи: (компьютерные сети, электронная почта) и т. д. Теперь цель адресанта выражена в форме сигнала, которая зависит от используемого канала.

· 4 этапдекодирование-прием. Адресат «переводит» вербальные (словесные) и невербальные сигналы и символы в свои мысли. Он интерпретирует (декодирует) сигнал на основе своего предыдущего опыта. Чем полнее достигнута цель адресанта, тем более эффективно общение.

· 5 этапэтап обратной связи или оценки реакции адресата на полученную информацию. На всех этапах процесса общения могут возникать помехи, искажающие смысл передаваемой информации. Контур обратной связи обеспечивает канал для реакции адресата, позволяющий адресанту определить, был ли получен сигнал, как он был понят и достигнута ли цель общения.

Модели коммуникации:

· Модель Шеннона–Уивера, включает в себя источник данных передачи сведений, канал, приемник и конкретную цель общения. При этом они составляют линейную модель.

· Функциональная модель Якобсона. В ней принимают участие адресант и адресат. Особое внимание в данной модели уделяется содержанию сообщения и способам кодирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: