Эволюция средств и каналов социальной коммуникации. Коммуникационные революции

История развития коммуникаций претерпела три коммуникационные революции:

· Изобретение письменности;

· изготовление печатного станка;

· внедрение электронных массмедиа.

На стыке ХIХ и ХХ вв. произошла первая техническая революция в сфере социальных коммуникаций. Появились технические изобретения, значительно расширившие коммуникационные возможности исходных каналов: фотография, звукозапись.

ХХ в. стал свидетелемвторой технической революции, плодами которой явились фототелеграф и телевидение, видеозапись и компьютерная связь, электронная почта, выросшая в конце 90-х гг. в глобальную коммуникационную систему Интернет.

Вторая техническая революция знаменовала появление нового рода социальной коммуникации – электронной коммуникации, становление которой еще не завершено.

До недавнего времени компьютеры являлись персональным средством обработки и анализа информации. Сегодня с включением в глобальную информационную сеть Internet, компьютеры стали самым мощным инструментом включения в систему массовых коммуникаций. Интернет-коммуникации активно интегрируются в общую сеть социальных коммуникаций.

Интерактивное телевидение превратило данный канал передачи информации в полноправную сеть двусторонних интенсивных коммуникаций.

Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями – экскурсии, туризм.

Документная коммуникация, применяющая искусственно созданные документы, первоначально – иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов во времени и пространстве. (Документ – это стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в смысловой коммуникации в качестве завершенного сообщения).

Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи.

Визуальные семиотические системы в рекламе.

Семиотика – общая теория знаковых систем – продолжает до сих пор вызывать большой интерес у ис­следователей различных областей наук. Семиотика занимается проблемами знака в целом.

Знак – материальный предмет (явление, событие), объективно заменяющий некоторый другой предмет, свойство или отношение и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем табл.

 

 

Вербальная и невербальная коммуникации.

Вербальная (речевая) коммуникация. Речь – универсальное средство общения, так как при этом менее всего теряется смысл сообщения. Речевая информация передается при помощи текста в устной и письменной формах. Преимущества письменной речи – точность формулировок, развернутость, богатство словаря, логика изложения. Преимущества устной речи – экономичность, эмоциональная насыщенность. В качестве недостатков выступают речевые ошибки, многозначность.

В общении важно наличие обратной связи. При вербальной информации это может иметь форму переспрашивания, уточнения вопроса и прочее (безоценочная обратная связь); содержать оценку информации (оценочная обратная связь); критику или корректировку (негативная обратная связь); одобрение или поддержку (позитивная обратная связь).

Невербальные средства общения нужны для создания психологического контакта между партнерами, выражения эмоций, отражающих истолкование ситуации. Подразделяются на три группы.

· Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз, лица; поза; кожные реакции; дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения – особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).

· Акустические: связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).

· Тактильные: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Согласно классификации В. А. Лабунской невербальные средства общения подразделяются на:

· оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

· паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы, покашливание, плач, смех, темп речи);

· организующие пространство и время коммуникативного процесса (размещение партнеров, возможность опоздания и т. п.);

· визуальные (контакт глаз).

Можно выделить следующие различия между вербальной и невербальной коммуникациями:

· Вербальная коммуникация осознаваема, в то время как невербальные сигналы являются более автоматическими и неосознаваемыми. Человек редко планирует свои жесты и движения тела в течение какого-либо разговора, но обычно продумывает то, что хочет сказать или написать.

· Невербальная коммуникация не всегда оказывается ясной и определяемой четкими правилами, как при вербальной коммуникации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: