Способы и направления поддержки детской инициативы

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

· способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

· обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;

· создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;

· при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

· не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

· обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

· привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

· побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

· привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

  • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

План работы по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности основ жизнедеятельности на 2017-2018 учебный год

Тема Задачи Время проведения Отметка о выполнении
1. «Безопасный путь в детский сад» (викторина) закрепить знания детей о правилах дорожного движения, активизировать и обогатить словарь дошкольников словами: дорожный знак, светофор, пешеход, регулировщик, развивать познавательный интерес, мышление воспитанников сентябрь  
2. «Безопасное поведение на прогулке» (беседа) учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада (они должны знать границы своего участка, им напоминается об опасностях, которые могут подстерегать их на участке),учить играть вместе, не ссориться, воспитывать бережное отношение к растениям, животным октябрь  
3.  «Кошкин дом» дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички; познакомить со свойствами огня: уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, а также опасен; разъяснить детям причины возникновения пожара; уточнить и закрепить знания детей о том, что с огнем играть опасно; закрепить знания детей о геометрических фигурах; закрепить умение аккуратно пользоваться клеем ноябрь  
4. «Мы едем-едем-едем!» закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах, систематизировать знания детей о дорожных знаках, их значении, развивать наблюдательность, зрительную память, развивать умение отвечать полным ответом      декабрь  
5. «Ой, мороз, мороз!» дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период, выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице, приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр, развивать способности у детей к предвидению возможной опасности, развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым, развивать интерес детей к собственной безопасности январь  
6. «Опасный огонь» продолжать работу по формированию интереса к книгам, закреплять понятия огонь, пожар; выучить номер телефона «01», разъяснить запрет на игру со спичками, формировать знания о причинах возникновения пожара, дать представление о пользе и вреде огня, научить детей элементарным правилам поведения при пожаре февраль  
7. «Три поросёнка» рассказать об опасных и трудных жизненных ситуациях, предотвращении и преодолении их, учить детей соблюдать элементарные правила безопасности при помощи сказочных героев, научить детей узнавать ситуации, которые могут быть опасны, развивать умение находить конструктивный способ выхода из сложившейся ситуации, принимать решение и соответственно реагировать, воспитывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умение сознательно избегать и даже предупреждать их. март  
8. «Берегите лес от пожара» развивать познавательный интерес к природному сообществу «лес»; умение рассуждать, выражать свои мысли; артистические способности, связную речь, воображение, внимание, мышление; воспитывать чувство ответственности за сохранение леса; доброжелательное отношение к животным, раcтениям, птицам, т.е. природе; любознательность и дисциплинированность.практическое применение приобретенного опыта апрель  
9. «Уроки маленького автомобильчика» повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки. Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения май  

План взаимодействия с родителями на 2017-2018 учебный год

Содержание работы с семьей по направлениям:

«Физическое развитие»:

- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение);

  - стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

 «Социально-коммуникативное»:

- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

- привлекать родителей к активному отдыху с детьми;

- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий;

- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.

 «Познавательное развитие»:

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

 «Речевое развитие»:

- развивать у родителей навыки общения с ребенком;

- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком;

- доказывать родителям ценность домашнего чтения;

- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

 «Художественно- эстетическое развитие»:

- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения;

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

№ п/п Мероприятия Время проведения Отметка о выполнении
1. Родительские собрания «Психолого-физические особенности детей 4-5 лет» сентябрь  
2. «Музыкально-дидактические игры, их значение для развития детей» февраль  
3. «Учимся вместе с детьми» май  
  1. Беседы и консультации «Как одевать ребёнка в детский сад»(беседа)   сентябрь  
2. «Как себя ведёт ребёнок в детском саду»(беседа) весь год  
3. «Что повторить с ребёнком»(беседа) весь год  
4. «Необходимость вакцинации против гриппа и ОРВИ»(консультация) октябрь  
5. «Как помочь ребёнку стать добрым»(консультация) октябрь  
6. «Общаться с ребёнком. Как?»(консультация) ноябрь  
7. «Если ребёнок беспокойный»(беседа) ноябрь  
8. «Зимние забавы»(консультация) декабрь  
9. «Безопасность на прогулке в зимнее время года»(беседа) декабрь  
10. «Как уберечься от простуды»(консультация) январь  
11. «Снежные постройки»(беседа) январь  
12. «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»(консультация) февраль  
13. «Если вы растите сына»(консультация) февраль  
14. «Об авторитете родителей»(консультация) март  
15. «Растим помощника»(беседа) март  
16. «Если вы воспитываете дочь»(консультация) март  
17. «Советы родителям гиперактивного ребёнка»(консультация) апрель  
18. «Закаливание детей»(беседа) апрель  
19. «Детская ложь»(беседа) май  
20. «Опасные предметы»(консультация) май  
  1. Наглядная агитация «Как воспитать своего ребёнка удачником» август  
2. «Прогулка с детьми в выходной день» сентябрь  
3. «Правила поведения на улице и в транспорте» сентябрь  
4. «Здравствуй, осень!» сентябрь  
5. «Ребёнок и вредные привычки родителей» октябрь  
6. «Профилактика гриппа и ОРЗ» октябрь  
7. «Поздняя осень» ноябрь  
8. «Поощрение и наказание» ноябрь  
9. «Зима и зимние приметы» декабрь  
10. «На пороге Новый год» декабрь  
11. «Зимние игры и развлечения» январь  
12. «Детские истерики» февраль  
13. «Играем с ребёнком дома» февраль  
14. «Детские конфликты» март  
15. «Весна, весенние приметы» март  
16. «Расти здоровым!» апрель  
17. «Игры с песком» апрель  
18. «День Победы» май  
19. «Наш друг - светофор» май  
20. «Здравствуй, лето!» май  
  1. Совместные праздники, развлечения «Праздник осени» октябрь  
2. Концерт ко Дню Матери ноябрь  
3. Новогодний утренник декабрь  
4. Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества февраль  
5. Утренник к 8 Марта март  
6. Отчетный концерт май  
    Выставки, конкурсы      
1. «Рукавичка Деда Мороза» декабрь  
2. «Новогодняя игрушка» декабрь  
3. «Цветы для мамочки» март  
4. Конкурс чтецов январь  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: