А. Л. Устименко, А. П. Садило
ФИЛОСОФИЯ
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
для студентов 2 курса, обучающихся по укрупненной группе специальностей
050000 «Образование и педагогика» всех форм обучения
Славянск-на-Кубани
Издательский центр
филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ»
в г. Славянске-на-Кубани
2012
УДК 101
ББК 87
У 80
Рекомендовано к печати
редакционно-издательским советом филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ»
в г. Славянске-на-Кубани
Рецензенты:
Д. Л. Устименко – канд. филос. наук,доцент кафедры экономики и управления СКФ МТУСИ (г. Ростов-на-Дону)
Л.П. Федоренко – канд. социол. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин КубГУ филиала в г. Славянске-на-Кубани
Устименко, А. Л. Философия: планы практических занятий и методические рекомендациик самостоятельной работе для студентов 2 курса, обучающихся по укрупненной группе специальностей 050000 «Образование и педагогика» всех форм обучения / А. Л. Устименко, А. П. Садило; ФГБОУ ВПО «КубГУ», филиал в г. Славянске-на-Кубани. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр филиала, 2012. - __с.
|
|
Пособие содержит введение, тематический план, планы практических занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, тематику рефератов, вопросы к коллоквиуму, зачету, экзамену, список рекомендуемой литературы и электронных баз данных. Тематика и содержание планов практических занятий, выдержанные в антропологической интерпретации, соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта и учебной программе дисциплины «Философия». Представленная структура рекомендаций, включая балльно-рейтинговую систему оценивания, является авторской.
Планы практических занятий и методические рекомендациик самостоятельной работе предназначены для студентов 2-го курса дневной и заочной форм обучения по направлениям 050100 «Педагогическое образование» всех профилей, 050400 «Психолого-педагогическое образование», 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», квалификация «бакалавр» и «Педагогика и психология девиантного поведения», квалификация «специалист».
Планы практических занятий и методические рекомендациик самостоятельной работе утверждены на заседании кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянске-на-Кубани
________2012 г., протокол № ___.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И ВЛАДЕНИЯМ ОБУЧАЕМОГО
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ №1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
ЗАНЯТИЕ №2. МИР И ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В СИСТЕМЕ АНТИЧНОГО КОСМОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ЗАНЯТИЕ №3. ПОНЯТИЯ БОГА, МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ЗАНЯТИЕ №4. МИР КАК ПРИРОДНОЕ БЫТИЕ И ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ЗАНЯТИЕ №5. ДИАЛЕКТИКА МИРА И ЧЕЛОВЕКА В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ЗАНЯТИЕ №6. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТНОЕ СУЩЕСТВО, МИР КАК ОБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ЗАНЯТИЕ №7. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОБОСНОВАНИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА
ЗАНЯТИЕ №8. СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДУХОВНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ, ПОДСОЗНАНИЯ, СВЕРХСОЗНАНИЯ
ЗАНЯТИЕ №9. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ: ПРАКТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ (ЦЕННОСТНОЕ)
ЗАНЯТИЕ №10. ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ
ЗАНЯТИЕ №11. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАНЯТИЕ №12. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
КАК СЛЕДУЕТ ГОТОВИТЬСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
КАК НАИБОЛЕЕ УСПЕШНО УЧАСТВОВАТЬ В ЗАНЯТИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ЗАПИСЕЙ
КАК СЛЕДУЕТ ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ С ДОКЛАДОМ
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА И ЭССЕ
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА, ЗАЧЕТА, ЭКЗАМЕНА
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Философия» (1.1.1) относится к базовой (обязательной) части «Гуманитарного, социального и экономического циклов» (Б.1) и составляет фундамент общекультурной и общетеоретической подготовки любого профиля.
Реализация педагогического процесса в условиях современного поликультурного, поликонфессионального и полиэтнического общества ставит перед педагогом такие задачи, решить которые можно только обладая всесторонними и глубокими, а не односторонними и узкопрофессиональными знаниями, твердым убеждением и подлинно научным мировоззрением. В связи с этим, роль философской, в полном смысле целостной, нравственно ответственной и серьезной подготовки значительно возрастает.
Предлагаемая разработка планов практических занятий и методических рекомендаций к самостоятельной работе является дополнением к основному учебно-методическому пособию по дисциплине «Философия», преследуются две цели. Во-первых, акцентирует внимание на наиболее важные, с точки зрения понимания философии, и одновременно проблемные и актуальные вопросы, знание, а точнее самостоятельное осмысление которых особенно востребовано временем. Во-вторых, призвано оказать помощь в продуктивном освоении дисциплины в целом, посредством изложения рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов.
При составлении основных разделов пособия за основу были взяты следующие программы: Примерная программа по философии (Москва, 2010); «Программа, планы семинарских занятий и методические указания для студентов» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 2010), которые разработаны на основе требований федерального государственного образовательного стандарта и с учетом профиля педагогического вуза.
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И ВЛАДЕНИЯМ ОБУЧАЕМОГО
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать и понимать:
- предмет философии, ее место и роль в культуре и общественной жизни, этапы ее исторического развития;
- структуру философского знания, основные направления и школы философии;
- основные философские понятия и проблемы человеческого бытия;
- общие представления о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
- многообразие форм исторического человеческого опыта и знания, природу мышления, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, соотношение религиозных, нравственных и культурных ценностей, их значение в истории общества, роль духовных ценностей в творчестве и повседневной жизни человека;
- многообразие форм рационального и иррационального в культуре и человеческой жизнедеятельности;
- методологические подходы в научном познании, в том числе социально-гуманитарном;
- смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе, возникающие противоречия в эпоху технического развития и кризиса;
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- основные закономерности историко-культурного развития человека и общества;
- глобальные проблемы современности, пути развития общественного прогресса;
Уметь:
- грамотно и самостоятельно использовать понятия и методологию в анализе современных проблем в культуре, образовании, общественной жизни;
- мыслить самостоятельно, творчески ориентироваться в научно-педагогической и социально-политической информации;
|
|
- логично мыслить, содержательно излагать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения;
- критически оценивать подходы, высказанные суждения в сфере научно-гуманитарного знания;
- анализировать нравственные действия, поступки и выносить свои суждения;
- анализировать философские тексты и на основе рефлексивной процедуры понимать их содержание, проблемную постановку вопросов;
- включаться в совместную деятельность с коллегами, работать в команде;
- организовывать студентов своей группы в подгруппы для овладения ими опытом взаимодействия при решении предлагаемых учебных задач.
Владеть:
- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний;
- элементарным философским словарем (общеупотребительных понятий и категорий философии);
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
- приемами ведения дискуссии, полемики и диалога.
Демонстрировать:
- способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера;
- понимание профессиональной и этической ответственности;
- понимание необходимости и стремления обучаться в течение всей жизни.
Ожидаемые результаты обучения предполагают владение студентами знаниями в полном объеме изученного курса, принципами философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества и при необходимости использование полученных знаний в конкретных областях преподавания социально-гуманитарного знания.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Табл. 2
№ | Темы семинарских занятий | Количество часов |
1 | Философия, ее значение в жизни человека и общества | 2 |
2 | Мир и человек в философии Древнего Востока и в системе античного космологического мировоззрения | 2 |
3 | Понятия Бога, мира и человека в средневековой философии | 2 |
4 | Мир как природное бытие и проблема человека в философии Нового времени | 2 |
5 | Диалектика мира и человека в немецкой классической философии | 2 |
6 | Человек как предметное существо, мир как объективная реальность в марксистской философии | 2 |
7 | Гуманистические традиции и духовно-нравственные обоснования человека в русской философии Х1Х – начала ХХ века | 2 |
8 | Современное философское осмысление духовного бытия человека. Проблема сознания, подсознания, сверхсознания | 2 |
9 | Специфические способы отношения человека к миру: практическое и духовно-практическое (ценностное) | 2 |
10 | Диалектика процесса познания. Методы философского познания | 2 |
11 | Человек в системе современной культуры и образования | 2 |
12 | Основные тенденции изменения человека в мире и мира человека в условиях научно-технического прогресса и современного развития общества | 2 |