Требования к знаниям, умениям и владениям обучаемого

А. Л. Устименко, А. П. Садило

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

для студентов 2 курса, обучающихся по укрупненной группе специальностей

050000 «Образование и педагогика» всех форм обучения

 

Славянск-на-Кубани

Издательский центр

филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ»

в г. Славянске-на-Кубани

2012

УДК 101

ББК 87

У 80

 

Рекомендовано к печати

редакционно-издательским советом филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ»

в г. Славянске-на-Кубани

 

 

Рецензенты:

Д. Л. Устименко канд. филос. наук,доцент кафедры экономики и управления СКФ МТУСИ (г. Ростов-на-Дону)

Л.П. Федоренко – канд. социол. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин КубГУ филиала в г. Славянске-на-Кубани

 

Устименко, А. Л. Философия: планы практических занятий и методические рекомендациик самостоятельной работе для студентов 2 курса, обучающихся по укрупненной группе специальностей 050000 «Образование и педагогика» всех форм обучения / А. Л. Устименко, А. П. Садило; ФГБОУ ВПО «КубГУ», филиал в г. Славянске-на-Кубани. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр филиала, 2012. - __с.

 

Пособие содержит введение, тематический план, планы практических занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, тематику рефератов, вопросы к коллоквиуму, зачету, экзамену, список рекомендуемой литературы и электронных баз данных. Тематика и содержание планов практических занятий, выдержанные в антропологической интерпретации, соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта и учебной программе дисциплины «Философия». Представленная структура рекомендаций, включая балльно-рейтинговую систему оценивания, является авторской.

Планы практических занятий и методические рекомендациик самостоятельной работе предназначены для студентов 2-го курса дневной и заочной форм обучения по направлениям 050100 «Педагогическое образование» всех профилей, 050400 «Психолого-педагогическое образование», 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», квалификация «бакалавр» и «Педагогика и психология девиантного поведения», квалификация «специалист».

 

 

Планы практических занятий и методические рекомендациик самостоятельной работе утверждены на заседании кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянске-на-Кубани

 ________2012 г., протокол № ___.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И ВЛАДЕНИЯМ ОБУЧАЕМОГО

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ №1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

ЗАНЯТИЕ №2. МИР И ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В СИСТЕМЕ АНТИЧНОГО КОСМОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ №3. ПОНЯТИЯ БОГА, МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

ЗАНЯТИЕ №4. МИР КАК ПРИРОДНОЕ БЫТИЕ И ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ЗАНЯТИЕ №5. ДИАЛЕКТИКА МИРА И ЧЕЛОВЕКА В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ЗАНЯТИЕ №6. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТНОЕ СУЩЕСТВО, МИР КАК ОБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ЗАНЯТИЕ №7. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОБОСНОВАНИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

ЗАНЯТИЕ №8. СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДУХОВНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ, ПОДСОЗНАНИЯ, СВЕРХСОЗНАНИЯ

ЗАНЯТИЕ №9. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ: ПРАКТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ (ЦЕННОСТНОЕ)

ЗАНЯТИЕ №10. ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

ЗАНЯТИЕ №11. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАНЯТИЕ №12. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ

СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

КАК СЛЕДУЕТ ГОТОВИТЬСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

КАК НАИБОЛЕЕ УСПЕШНО УЧАСТВОВАТЬ В ЗАНЯТИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ЗАПИСЕЙ

КАК СЛЕДУЕТ ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ С ДОКЛАДОМ

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА И ЭССЕ

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА, ЗАЧЕТА, ЭКЗАМЕНА 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ 

ПРИЛОЖЕНИЕ

     

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Философия» (1.1.1) относится к базовой (обязательной) части «Гуманитарного, социального и экономического циклов» (Б.1) и составляет фундамент общекультурной и общетеоретической подготовки любого профиля.

Реализация педагогического процесса в условиях современного поликультурного, поликонфессионального и полиэтнического общества ставит перед педагогом такие задачи, решить которые можно только обладая всесторонними и глубокими, а не односторонними и узкопрофессиональными знаниями, твердым убеждением и подлинно научным мировоззрением. В связи с этим, роль философской, в полном смысле целостной, нравственно ответственной и серьезной подготовки значительно возрастает.

Предлагаемая разработка планов практических занятий и методических рекомендаций к самостоятельной работе является дополнением к основному учебно-методическому пособию по дисциплине «Философия», преследуются две цели. Во-первых, акцентирует внимание на наиболее важные, с точки зрения понимания философии, и одновременно проблемные и актуальные вопросы, знание, а точнее самостоятельное осмысление которых особенно востребовано временем. Во-вторых, призвано оказать помощь в продуктивном освоении дисциплины в целом, посредством изложения рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов.

При составлении основных разделов пособия за основу были взяты следующие программы: Примерная программа по философии (Москва, 2010); «Программа, планы семинарских занятий и методические указания для студентов» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 2010), которые разработаны на основе требований федерального государственного образовательного стандарта и с учетом профиля педагогического вуза.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И ВЛАДЕНИЯМ ОБУЧАЕМОГО

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать и понимать:

- предмет философии, ее место и роль в культуре и общественной жизни, этапы ее исторического развития;

- структуру философского знания, основные направления и школы философии;

- основные философские понятия и проблемы человеческого бытия;

- общие представления о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

- многообразие форм исторического человеческого опыта и знания, природу мышления, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, соотношение религиозных, нравственных и культурных ценностей, их значение в истории общества, роль духовных ценностей в творчестве и повседневной жизни человека;

- многообразие форм рационального и иррационального в культуре и человеческой жизнедеятельности;

- методологические подходы в научном познании, в том числе социально-гуманитарном;

- смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе, возникающие противоречия в эпоху технического развития и кризиса;

- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- основные закономерности историко-культурного развития человека и общества;

- глобальные проблемы современности, пути развития общественного прогресса;

Уметь:

 - грамотно и самостоятельно использовать понятия и методологию в анализе современных проблем в культуре, образовании, общественной жизни;

- мыслить самостоятельно, творчески ориентироваться в научно-педагогической и социально-политической информации;

- логично мыслить, содержательно излагать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения;

- критически оценивать подходы, высказанные суждения в сфере научно-гуманитарного знания;

- анализировать нравственные действия, поступки и выносить свои суждения;

- анализировать философские тексты и на основе рефлексивной процедуры понимать их содержание, проблемную постановку вопросов;

- включаться в совместную деятельность с коллегами, работать в команде;

- организовывать студентов своей группы в подгруппы для овладения ими опытом взаимодействия при решении предлагаемых учебных задач.

Владеть:

- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний;

- элементарным философским словарем (общеупотребительных понятий и категорий философии);

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

- приемами ведения дискуссии, полемики и диалога.

Демонстрировать:

- способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера;

- понимание профессиональной и этической ответственности;

- понимание необходимости и стремления обучаться в течение всей жизни.

Ожидаемые результаты обучения предполагают владение студентами знаниями в полном объеме изученного курса, принципами философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества и при необходимости использование полученных знаний в конкретных областях преподавания социально-гуманитарного знания.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Табл. 2

Темы семинарских занятий Количество часов
1 Философия, ее значение в жизни человека и общества 2
2 Мир и человек в философии Древнего Востока и в системе античного космологического мировоззрения 2
3 Понятия Бога, мира и человека в средневековой философии 2
4 Мир как природное бытие и проблема человека в философии Нового времени 2
5 Диалектика мира и человека в немецкой классической философии 2
6 Человек как предметное существо, мир как объективная реальность в марксистской философии 2
7 Гуманистические традиции и духовно-нравственные обоснования человека в русской философии Х1Х – начала ХХ века 2
8 Современное философское осмысление духовного бытия человека. Проблема сознания, подсознания, сверхсознания 2
9 Специфические способы отношения человека к миру: практическое и духовно-практическое (ценностное) 2
10 Диалектика процесса познания. Методы философского познания 2
11 Человек в системе современной культуры и образования 2
12 Основные тенденции изменения человека в мире и мира человека в условиях научно-технического прогресса и современного развития общества 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: