1. Постановка проблемы человека в философии софистов, Сократа, Платона.
2. Особенности сократического диалога.
3. Диалектика Платона. Соотношение вещей и идей.
4. Отличительные черты этики Эпикура и стоиков.
5. Теоретико-познавательное обоснование метафизики в философии Аристотеля.
6. Античные учения об истине.
7. Педагогическая деятельность в Древней Греции.
Ключевые понятия:
апейрон | «физис» | брахман | «благородные истины» |
Космос | стихия | веды | «жень» |
Хаос | первооснова | буддизм | благородный муж |
Логос | идея | индуизм | «инь» и «янь» |
первопричина | космологизм | дао | упанишады |
диалог | софизм | конфуцианство | натурализм |
эпистема и докса | гилозоизм | джайнизм | диалектика |
метафизика | апория | карма | категория |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
ПОНЯТИЯ БОГА, МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Целью проводимого занятия является формирование знаний: средневекового этапа в истории развития философии; основных религиозно-философских (христианских) понятий и проблем человеческого бытия; общего представления о средневековой религиозной картине мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; соотношения знания и веры и умения отличать суждения разума от убеждений веры.
Форма проведения – Выполнение индивидуальных заданий с групповым обсуждением итогов
План
1. Христианство в эпоху поздней Античности. Патристика и неоплатонизм.
2. Схоластика, мистика и теология в Западной Европе XI-XIV вв… Проблемы веры и разума, существования универсалий, духа и тела в христианской философии.
3. Фома Аквинский – основная фигура схоластической философии. Богопознание.
4. Философская мысль средневековой Руси.
Литература
1. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992.
2. Аверинцев С.С. Другой Рим: Избранные статьи. – СПб., 2005.
3. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2-х т. – СПб., 2008.
4. Григорий Нисский. Об устроении человека. – СПб., 2000.
5. Громов М.Н., Милькеев В.В. Идейные течения древнерусской мысли. – СПб., 2001.
6. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – М., 2004.
7. Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв. – М., 1990.
8. Коплстон Ф.Ч. История философии. Средние века. – М., 2003.
9. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. – СПб., 2006.
10. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979. – Раздел 2. Гл. 1.
11. Неретина С.С. К истории средневековой философии. – Архангельск, 2007.
12. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. – СПб., 2002.
13. Соколов В.В. Средневековая философия: Учебное пособие. – М., 2008.
14. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуски 1-2. – М., 2001 – 2006.
15. Фома Аквинский. Сумма теологии. Кн.1-3. – Киев, 2002 – 2005.
16. Фома Аквинский. Сочинения. – М., 2002.
17. Реале Д., Антисери Д. История западной философии от истоков до наших дней. Т.2.Средневековье. – СПб.,2004.
Тестовые задания
К философским направлениям поздней античности относились… | 1. неоплатонизм; 2. стоицизм; 3. скептицизм; 4. эпикуреизм; 5. номинализм; 6. реализм. |
Установите соответствие: 1. Теодицея 2. Креационизм 3. Теоцентризм 4. Экзегетика 5. Провиденциализм | А. оправдание Бога за наличие в мире зла; Б. творение мира из ничего; В. искусство толкования религиозных текстов; Г. управление мира и попечение о нём Богом-судьёй; Д. важнейшая черта средневековой философии. |
Из перечисленных признаков Средневековую европейскую философию характеризовали... Укажите неменее двух вариантов ответа | 1. религиозный догматизм; 2. натурализм; 3. признание веры способом постижения истины; 4. опора на строгую науку; 5. гедонистическая этика. |
Философские проблемы в Средние века решались в области | 1. богословия и схоластики; 2. мистики; 3. схоластики; 4. алхимии. |
Темы докладов и сообщений
1. Философия в духовной культуре Средневековья.
2. Теоцентризм и его особенности.
3. Антропология схоластики.
4. Проблема доказательства бытия Бога в средневековой философии.
5. Этико-социальные и этико-политические взгляды Ф. Аквинского.
6. Специфика схоластической педагогики.
Ключевые понятия:
догмат | схоластика |
теоцентризм | теология |
апологетика | христианство |
универсалии | теодицея |
реализм | номинализм |
эклектизм душа | сущность и существование |
вера дуализм креационизм апофатика | разум католицизм катафатика мистика |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
МИР КАК ПРИРОДНОЕ БЫТИЕ И ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Целью проводимого занятия является формирование знаний: начального периода научной революции; основных положений философии Ф. Бэкона и Р. Декарта, соотношения истины и заблуждения, особенностей функционирования знания в Новое время; проблемы соотношения духовного и телесного, начал в человеке; учений об обществе эпохи Просвещения и владений навыками восприятия и анализа философских текстов, приемами ведения дискуссии, полемики и диалога.
Форма проведения – Занятие проводится в форме семинара-конференции, где заслушиваются доклады, выступления оппонентов.
План
1. Научная революция ХVIIв. (Г. Галилей, И. Ньютон) и новая картина природного мира.
2. Роль знания («Знание – сила»), учение о человеке как «слуге» и истолкователе природы (Ф. Бэкон). Разработка Ф. Бэконом и Р. Декартом учения о методе. Новая ориентация Декарта («Я мыслю, следовательно, я существую») в развитии философской мысли и ее значение.
3. Эмпиризм и рационализм: постановка проблемы познавательной способности человека (Ф. Бэкон, Д. Локк, Б. Спиноза, В. Лейбниц). Границы тождества и различия человека и природы: учение о субстанции.
4. Учения эпохи Просвещения о человеке и обществе (Т. Гоббс, Д. Юм, А. Вольтер, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо).
5. Философия в России ХVII-ХVШ вв. (Д.С. Аничков, С.Е. Козельский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).
Литература
1. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. – СПб., 2005.
2. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1971 – 1972.
3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. – Т.1. – М., 2000.
4. Вольтер Философские сочинения. – М., 1988.
5. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.; СПб., 2000.
6. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. – М., 1989 – 1991.
7. Декарт Р. Сочинения. – СПб., 2006.
8. Дидро Д. Разговор Д, Аламбера с Дидро. Соч.: В 2 т. Т.1. – М. 1986.
9. И.С. Нарский. Западноевропейская философия ХVIII в. Учебное пособие. – М., 1973. – Главы 1,4.
10. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч.: В 3 т. Т.1. – М., 1985.
11. Ломоносов М.В. Избранные произведения в 2-х т. – М., 1986.
12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.
13. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. – М., 1983.
14. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 2003. – Разд. 2.
15. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. – М., 1957.
16. Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.
17. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. – СПб., 2006.
18. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). – М., 1989.
19. Лопатин Л.М. Декарт как основатель нового философского и научного миросозерцания // Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. – М., 1995.
20. Татищев В.Н. Избранные произведения. – Л., 1979.
Тестовые задания
Основными причинами, мешающими (по Ф. Бэкону) познанию являются … | 1. старая (аристотелевская) логика, опирающаяся на теорию силлогизма; 2. неправильное определение целей познания; 3. предрассудки («идолы»), которые препятствуют поиску истины; 4. отсутствие индукции как метода и формы доказательства. |
Установите соответствие: 1.Лейбниц 2.Беркли 3.Декарт 4.Бэкон 5.Гоббс | А. «Знание сила»; Б. «Мыслю, следовательно, существую»; В. «Наш мир лучший из всех возможных миров»; Г. «Существовать значит быть воспринимаемым»; Д. «Война всех против всех». |
К основным идеям эпохи Просвещения относятся | 1.прогресс общества; 2.прогресс познания; 3.идея вечного возвращения; 4.идея сверхчеловека; 5.идея циклического развития. |
Что согласно Ж.Ж. Руссо является главной причиной неравенства | 1. воспитание; 2. образование; 3. собственность; 4. наследственность. |