Ребята, в процессе работы на уроке вы узнали много нового о жизни и творчестве Некрасова.
А теперь давайте вернемся к словам поэта «Я лиру посвятил народу своему» и попытаемся ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока: «Имел ли право поэт на такие слова, на чем основано его гордое утверждение? Ваше мнение?
Задания для самостоятельной работы
Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Сообщения:
Какие типические народные черты показаны Некрасовым в образе Якима Нагого?
Савелий – богатырь святорусский.
Что нового в народное представление о счастье вносит Ермил Гирин?
4. Матрена Тимофеевна – женщина с сильным характером и «гневным» сердцем
Учебник
Наизусть стихотворение
Конспект «основные темы творчества Н.А. Некрасова»
1. Тема родины и природы. | «Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г. «Родина». «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери. «Перед дождем», «Зеленый шум». Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма. В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу. |
2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.) | «Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др. «Тройка». Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!». |
3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов. | «Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др. «Памяти Добролюбова». Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении? Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге: Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! |
4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок. | Поэма «Дедушка» (1870). Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки. Поэма «Русские женщины» (1872–1873). Состоит их 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Некрасов прослеживает жизнь героинь, рассказывает об их характерах. Поэт открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стойкостью русских женщин-декабристок |
5. Тема любви. | «Я не люблю иронии твоей…», 1859 г.; «Мы с тобой бестолковые люда…», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла мятежно», 1850 г. и др. Стихи, посвященные А. Я. Панаевой, воспевают большое чувство. Любимая женщина – друг и помощница в борьбе и трудах. Но в то же время поэт не скрывает «прозу» жизни. Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини, иногда своенравной и неуступчивой. Стихи Некрасова нередко рассказывают о драматических страницах любви. |
6. Тема поэта и поэзии | «Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.; Элегия, 1874 г.; «Сеятелям», 1876 г. Вопрос: Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе? Главная задача поэзии – служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л. Толстому: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника за безгласных и приниженных». |
|
|
|
|