Организация взаимодействия на уроке

Отношение учителя к ученикам и отношение учеников к учителю (уважительное, или безразличное, или критическое). Наличие контакта с детьми. Число школьников, с которыми взаимодействует учитель. Наличие пассивных учащихся. Получение обратной связи: вопросов учащихся, предложения учащимися примеров и идей. Разработка учителем идей и мнений учащихся. Работа в парах, группах, организация дискуссии. Поддержка и поощрение взаимопомощи на уроке.

Учитель постоянно стимулирует интерес учащихся

Используются интересные примеры, факты, проблемные вопросы к учащимся, юмор, обращение к жизненному опыту учащихся.

Урок способствует развитию мышления

Учитель использует проблемное изложение содержания урока, учитывает возрастные и индивидуальные особенности мышления, организует коллективную мыслительную деятельность. Учитель помогает осмыслять образы через понятия. Учитель развивает образное мышление: помогает детям их представлять, анализировать (расчленять), синтезировать (соединять), изменять, схематизировать (выделять только основные элементы). Применяет словесные и невербальные средства воздействия, использует задания разной степени сложности, на выбор. Учитель предлагает ученикам выбрать способ действия, готовит специальные задания для пассивных учащихся.

Организация и развитие внимания учеников

Учитель использует приемы организации внимания (жесты, слова, указательные знаки, предметы), развивает произвольное (преднамеренное) внимание. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности внимания.

Развитие перцептивных способностей (восприятия) детей

Учитель организует перцептивную деятельность по восприятию цвета, формы, пространства, времени, движения, ритма, симметрии, фактуры, контраста др. Развивает преднамеренное восприятие через постановку конкретной цели. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности восприятия текста (научного, художественного)/ пространственных искусств (графики, живописи, скульптуры, архитектуры)/ фактуры, навыков измерительной деятельности.

Развитие мнемических способностей (памяти) детей

Учитель организует повторение материала, обращается к прошлому опыту учеников, учитывает возрастные и индивидуальные особенности их памяти (зрительной, слуховой, двигательной, осязательной, обонятельной и др.). Обучает приёмам мнемотехники. Выделяет время для запоминания и воспроизведения освоенного материала.

Учитель развивает воображение учащихся на уроке

На уроке создана творческая атмосфера, учитываются возрастные и индивидуальные особенности воображения. Учитель помогает детям представлять образы и оперировать ими. Развивает активное творческое воображение. Показывает возможности воплощения результатов творческой активности учащихся. 

Оценивание работы учащихся на уроке

Заключения учителя квалифицированные, убедительные. Оценивание учителем всех ответов учащихся, указание на ошибки в работе, акцентирование внимания на наиболее успешных ответах/ работах. Развитие самоконтроля учащихся. Развитие самоконтроля через побуждение учащихся оценивать свою работу, оценивание учащимися работы друг друга.

Дисциплина на уроке

Частота нарушения течения урока учащимися. Причины недисциплинированности (личностные особенности учащихся, отсутствие интереса, протестные реакции, несформированная произвольность, несформированная мотивация учебной деятельности).

Подведение итогов урока

Подведение итогов, оценка успехов учащихся, объяснение домашнего задания. Информационная ценность, воспитательное воздействие, достижение дидактических целей.

Схема анализа воспитательного мероприятия

                                     (Методика представлена Н.Н.Шевченко).   

1. Тема воспитательного мероприятия. Обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы классного руководителя).

2. Соответствие заявленной темы мероприятия психолого-возрастным особенностям и интересам воспитанников.

3. Организация подготовки учителя и учащихся к проведению воспитательного мероприятия (степень участия детей, сплоченность и заинтересованность их в период подготовки к нему, наглядное оформление мероприятия, использование технических средств).

    4. Проведение воспитательного мероприятия:

– убедительность, четкость, эмоциональная насыщенность, интерес школьников к содержанию мероприятия;

– соответствие содержания мероприятия его тематической направленности, технологии проведения, уровню развития коллектива класса;

 – педагогическое мастерство классного руководителя в проведении  

       воспитательного мероприятия: педагогическая культура, такт, общение;

    – создание психологической совместимости педагога и обучающихся  в процессе   

      проведения мероприятия;     

     – проявление интереса школьников к проблеме воспитательного мероприятия;

   – рациональное использование времени, отведенного на его проведение.

5. Итоги воспитательного мероприятия:

       – достижение его цели и задач;

         – позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;

      – выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя  по подготовке и проведению воспитательного мероприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: