Рецензенты
заместитель министра социального развития Республики Марий Эл В.М.Жирнов
доцент кафедры социальных наук и технологий ПГТУ,
кандидат философских наук И.Г.Кислицына;
Печатается по решению
редакционно-издательского совета ПГТУ
Низова, Л. М.
Н 61 |
В соответствии с требованиями ФГОС представлены темы и планы семинарских занятий, аннотации и тестовые задания, глоссарий и ключевые слова, вопросы для дискуссий,модульного контроля и олимпиад, темы рефератов и контрольных работ, вопросы к зачету, рекомендации по подготовке докладов, организации самостоятельной работы, библиографический список.
Для студентов направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа.» очной и заочной форм обучения.
УДК65.01:316.334.2(470.343)
ББК 65.290-2.65.272
© Низова Л. М., 2017
© Поволжский государственный
|
|
технологический университет, 2017
ПРЕДИСЛОВИЕ
.Практикум по дисциплине «Организация деятельности стационарных социальных учреждений в Республике Марий Эл» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 39.03.02 «Социальная работа» очной и заочной форм обучения.
Учебный план предусматривает проведение лекций, практических занятий, а так же самостоятельную работу студентов.
На практических занятиях студенты знакомятся с видами стационарных социальных учреждений и общими принципами их деятельности, качеством предоставляемых услуг, ресурсным обеспечением социального обслуживания населения и т. д. Рассматриваются следующие темы:
- стационарные социальные учреждения: виды и общие положения;
-социальное обслуживание в стационарных социальных учреждениях;
- качество социальных услуг;
-порядок оформления клиентов в стационарные социальные учреждения;
-основные санитарно-гигиенические требования в ССУ;
-организация питания в социально-стационарных учреждениях;
- охрана труда и противопожарная безопасность в стационарных социальных учреждениях;
-медицинское обслуживание в стационарных социальных учреждениях
-повышение трудовой и культурной активности обеспечиваемых в ССУ;
-государственные бюджетные учреждения Республики Марий Эл: стационарные социальные учреждения.
При этом используется практика деятельности четырех видов государственных бюджетных учреждений Республики Марий Эл:
-психоневрологический интернат;
- дома-интернаты общего типа для престарелых и инвалидов;
|
|
-детский дом-интернат для умственно отсталых детей;
- специальный дом для одиноких престарелых.
Для лучшего усвоения материала темы семинарских занятий и самостоятельных работ представлены по единой схеме: план семинарских занятий, аннотация, ключевые слова, темы презентаций, вопросы для дискуссий, модульного контроля и олимпиад, тестовые задания, основные термины.
Автор признателен рецензентам настоящего практикума заместителю министра социального развития В. М. Жирнову, доценту кафедры социальных наук и технологий ПГТУ,
кандидату философских наук И.Г.Кислицынойза рекомендации по улучшению содержания практикума и студентке факультета социальных технологий Саитовой А.С. за помощь в оформлении практикума.
ВВЕДЕНИЕ
Целью освоения дисциплины (модуля) «Организация деятельности социальных стационарных учреждений» является изучение теории и практики управления социальными стационарными учреждениями, их функций, организационно-правовых основ и технологий их деятельности.
В процессе освоения знаний по дисциплине студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:
-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
-использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
-владеет основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
-обладая высоким уровнем социальной культуры, успользует технологии социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан;
-демонстрирует готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации.
Задачи дисциплины следующие:
-вооружить студентов основными законодательными актами об организации деятельности социальных стационарных учреждений (ССУ);
-изучить отечественный и зарубежный опыт управления социальными стационарными учреждениями;
-познать специфику различных видов ССУ, формы и методы управления персоналом, организацию медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, питания, трудовой терапии, охраны труда и противопожарной безо-пасности, культурно-бытового обслуживания, организацию финансово-бухгалтерской работы;
-овладеть требованиями, предъявляемыми к директору, работникам и обеспечиваемым, знать должностные обязанности администрации и права граждан, проживающих в ССУ, научиться применять их на практике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстировать следующие результаты образования:
1) знать:
-нормативные правовые документы в сфере социальных стационарных учреждений;
-основы посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации;
-организационно-управленческую работу в подразделениях социальных учреждений и служб;
2) уметь:
-критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
-использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
-применять психолого-педагогические знания для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия;
|
|
-обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан;
-использовать законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней;
-быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг);
-создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей;
3) владеть:
-основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
-способностью понимать и использовать впрофессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического;
-способностью исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;
-способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;
-высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей стран.
По данным на 1 января 2017 года в Республике Марий Эл функционируют 8 психоневрологических интернатов; 4 дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов; один детский дом интернат для умственно-отсталых детей и 9 специальных домов для одиноких престарелых (10 лекция).
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
Тема 1