Сроки, место и способы проведения практики

Требования ФГОС

Область профессиональной деятельности для бакалавров определяется работой в высших учебных заведениях, образовательных учреждениях, архивах, музеях, экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях, органах государственного и местного самоуправления, туристско-экскурсионных организациях

Объекты профессиональной деятельности: исторические процессы и проявления в прошлом и настоящем в их политическом, экономическом и социокультурном измерениях и их отражение в вещественных источниках (артефактах)

Виды профессиональной деятельности: педагогическая, научно-исследовательская, культурно-просветительская, экспертно-аналитическая – связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, управленца, архивного и музейного работников, специалиста в сфере историко-культурного и познавательного туризма

Место практики в структуре ОПВО

Дисциплины, на освоении которых базируется практика: этнология и социальная антропология, введение в профессию, история Удмуртии, историческое краеведение.

Требования к уровню освоения программы:

- научить студентов основным видам работ в экспедиции: личному наблюдению исследователя, навыкам общения с информаторами, основным способам фиксации вещественных материалов и сбору этнографических коллекций;

- научить студентов применять свои знания в практических условиях;

- научить правилам ведения и хранения полевых документов;

- научить правилам обработки экспедиционных материалов для сдачи на хранение.

Формы проведения этнологической практики – 1) полевая (выездная), 2) камеральная (обработка полученной информации, подготовка индивидуальных отчетов).

Цель практики

Основной целью этнологической практики является приобретение практических навыков по сбору и обработке историко-этнографического материала.

Студенты получают уникальную возможность на практике осознать важность этнологии как науки об истории и культуре народов, познакомится с традиционной этнической культурой народов Удмуртии – удмуртов, русских, марийцев, татар и др. Учебная этнологическая практика способствует приобретению студентами компетенций и личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной педагогической и научно-исследовательской деятельности (навыки работы и общения с респондентами разного возраста, образования, национальности; навыки работы краеведа, экскурсовода, популяризатора этнологических знаний, музейного работника – собирателя и хранителя артефактов, эксперта-аналитика в сфере охраны и сохранения культурного наследия).

Задачи практики

 

- помощь в овладении основами научно-познавательной деятельности;

- обеспечение условий для творческой самореализации через самостоятельное решение проблем повседневного и научно-практического характера;

- активизация интереса студентов к самостоятельной научной и полевой работе, выработке у них первоначальных навыков идентификации и описания культурных объектов;

- развитие и укрепление заинтересованного и бережного отношения к культурно-историческому наследию и прошлому своего края,

- овладение студентами основными методами собирания этнографических материалов, получаемых путем непосредственного наблюдения за жизнью и бытом народов,

- приобретение студентами практических навыков ведения полевой работы – одного из важнейших этнографических методов.

Студенты в полевых условиях, основываясь на собственных наблюдениях, учатся корректно описывать этнографические объекты (жилища, хозяйственные постройки, священные места, предметы утвари и быта и др.). В ходе полевых работ студентам прививаются навыки этнографических исследований и первичной фиксации материалов в соответствии с принятыми в этнографии методиками. Студенты знакомятся с различными видами и особенностями этнографических источников.

На примере конкретных памятников культуры им демонстрируются особенности планиграфии поселений, строительства жилых, хозяйственных, культовых сооружений. В ходе кратких лекций, читаемых руководителем практики или специалистами-музееведами, студенты знакомятся с историей местности, конкретных артефактов и сооружений, в целом с особенностями той исторической эпохи, к которой принадлежат данные предметы. Кроме того, студенты получают навыки ведения краеведческой работы в поле и знакомятся с современной материальной и духовной культурой местного населения.

Студенты также обучаются правилам нахождения в полевых условиях – организованность, дисциплина, распределение обязанностей, взаимопомощь, инициативность, своевременность выполнения заданий и т.п.

 

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

 

ОК-6 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию;

ОПК-2 – способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

ПК-2 – способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (повышенный уровень).

В результате прохождения этнологической практики студенты должны знать:

- особенности формирования, виды и роль этнографических источников в познании прошлого;

- базовые понятия и методы полевых и камеральных исследований,

- основные этапы этнической истории региона;

- особенности традиционной этнической культуры народов региона;

уметь:

- вести сбор этнографической информации;

- описывать этнографические объекты;

владеть навыками:

- фиксации и обработки артефактов,

- подготовки итогового отчета;

- экскурсоведческой работы;

- оказания первой медицинской помощи в полевых условиях.

 

Сроки, место и способы проведения практики

 

Учебная (этнологическая) практика проводится для студентов 1 курса (первого года обучения) и осуществляется с учётом профиля бакалаврского направления «История». Руководителем практики является преподаватель кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии УдГУ.

Сроки прохождения практики – 2 недели (14 дней) – устанавливаются на основе учебного плана Института направления подготовки «История», календарного графика учебного процесса (первая полвина июля, после окончания летней сессии).

Способ проведения учебной практики – выездная практика. Практика проводится по месту жительства, после согласования с заведующим кафедрой и деканом факультета.

Этнологическая практика является летней, и аттестация по ней переносится на сентябрь-октябрь месяцы следующего за летом учебного года.

Местом проведения археологической практики является архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай», расположенный в Завьяловском районе Удмуртии, в 17 км от г. Ижевска. Исторически музей располагается на бывшей территории русского починка Ильинка. Площадь музея составляет 39,9 га. В музее представлены экспозиционные комплексы: сектор центральных удмуртов, сектор северных удмуртов и бесермян, сектор южных удмуртов, русский сектор, ветряная мельница, пасечный комплекс "муштор", выставочный зал, Волостное правление. Музей проводит большую научно-исследовательскую и просветительскую работу, регулярно является площадкой для выставок, семинаров, конференций и других мероприятий различного уровня.

Фонды музея характеризуют традиционный уклад, основные занятия и ремесла крестьян. Наиболее полной и разнообразной является «удмуртская» коллекция, которая подразделяется на группы – южных, северных и центральных удмуртов. Основу вещевой коллекции составляют предметы национального костюма, предметы быта, крестьянских ремесел и т.д. В фондах музея хранятся уникальные предметы, связанные с языческой религией удмуртов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: