· Непосредственно образовательная деятельность.
· Демонстрационные опыты.
· Сенсорные праздники, математические досуги, развлечения.
· Театрализация с математическим содержанием.
· Образовательная деятельность в режимных моментах.
· Беседы.
· Самостоятельная деятельность в развивающей предметно-пространственной среде.
Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
Средства формирования элементарных математических представлений:
- наглядный дидактический материал для непосредственно образовательной деятельности;
- оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
- дидактические игры и упражнения для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
- демонстрационный и раздаточный материал и др.
К демонстрационным и раздаточным материалам относятся:
- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т.д.;
- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —,=, >, <;
- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
- карточки и таблицы;
- модели («числовая лесенка», календарь и др.);
- логические блоки;
- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
- оборудование для проведения дидактических игр;
-приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты и др.).
В процессе специально организованных упражнений в образовательной деятельности используют:
- пособия для обучения детей счету;
- пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
- пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
-пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
-пособия для упражнения детей в ориентировке во времени.
В оборудование для самостоятельных игр могут включаться:
- специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
- разнообразные дидактические игры: настольно-печатные, обучающие;
-развивающие игры, разработанные Б. П. Никитиным;
-занимательный математический материал:
-головоломки,
- геометрические мозаики и конструкторы,
- лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы: расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;
- блоки Э. Дьенеша (логические блоки);
- палочки X. Кюизенера,;
- кубики с цифрами и знаками;
- книги с учебно-познавательным содержанием для чтения и рассматривания иллюстраций;
- шашки, шахматы и др.;
Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в развивающей предметно-пространственной среде, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и наклонности. К ним необходимо обеспечить свободный доступ воспитанников и их широкое использование.
Действуя с разнообразными дидактическими средствами самостоятельно, ребенок закрепляет знания, полученные на занятиях. Самостоятельная деятельность под руководством педагога дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.