Механизм государства: понятие и принципы его формирования и действия

 

Механизм государствасложная система государственных организаций, выполняющих функции государства на постоянной основе.

Принципы формирования:

Принцип территориальности положен в основу организации системы органов. Государство - организация территориальная, его власть, суверенитет распространяются на определенную территорию.

Принципы иерархичности. Государство -это единый, слаженный механизм его органов. Такое единство ему придает принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в системе механизма разные уровни.

Принципы централизма или децентрализма в деятельности государственных органов проявляются в том, на каком уровне принимаются решения: принимаются ли они центральными органами и в силу иерархичности нижестоящие органы только их исполняют, или важные решения принимаются и территориальными местными органами с учетом местных условий..          |

Принципы выборности и назначаемости противоположны в своей сути. Первый отражает демократические, а второй - бюрократические начала в формировании государственных органов. Оба принципа присущи современным государствам и реализуются в разных частях государственного механизма.

Принципы коллегиальности и единоначалия. Первый выражает демократические, второй - бюрократические начала. Разным органам в силу их специфики свойственны разные принципы. Представительным и судебным органам свойственна коллегиальность, другим же, например прокурорским и в особенности военным органам, органам МВД, — единоначалие.

Принципы гласности, открытости или тайны. Первый принцип, безусловно, свойствен демократическому государству, второй - государству недемократическому, бюрократическому.

Принцип законности в организации и деятельности органов государства состоит во-первых, в том, что в государстве существуют и действуют органы, только предусмотренные конституцией и иными законами; во-вторых, в том, что эти органы создаются согласно процедуре, предусмотренной за конами; в-третьих, в том, что все органы действуют в рамках своей компетенции, решения принимают на основе закона и согласно процедуре, установленной законами..

Принцип разделения властей. Одним из важных принципов правового государства является разделение властей.Если все власти соединяются в одном лице, никакойсвободы не будет, установится деспотия. Чтобы избежать злоупотребления властью у необходимо, чтобы власти сдерживали друг друга.

Разделение властей призвано обеспечить верховенство закона, а, следовательно, подчинение государства обществу и обеспечить реальность прав и свобод личности.

 

Юридическая техника: общая характеристика.

 

Юридическая техника представляет собой совокупность приемов и способов написания и оформления юридических документов.

Два вида требований:

1. к содержанию актов

2. к их оформлению

Юридическая техника используется в правотворчестве как разновидность правовой технологии.

По этой теме специально публиковали свои работы такие ученые как Власенко. Халфина и Марченко.

Требования юридической техники к содержанию юридического документа:

- акты составляются на русском языке;

- стиль юридического письма должен быть максимально однозначен по смыслу, односложным, официозным и наукообразным;

- в юридическом документе исключается употребление жаргонизмов, слов разговорной речи, а иностранные слова должны употребляться в крайнем случае (если на них нет перевода);

- юридический стиль не терпит публицистического и литературного характера.

Требования к форме юридических документов:

- они зависят от уровня или юридической силы правового акта. Так например в кодексах предусматривается общая и особенная части, плюс разделы в них (например преступления против личности и т.д.), главы, статьи, пункты и подпункты статей.

Таким образом благодаря юридической технике облегчается поиск нужной нормы.

В решениях суда юридическая техника проще и условно в ней выделяют 4 раздела:

- вводная часть (название решения, приговор);

- описательная часть (изложение фабулы, как ее представляет судья);

- мотивировочная часть – правовая оценка доказательств и выбор правовой нормы;

- резалютивная часть – вывод по делу (начинается со слов «решил»).

Вывод: особенность юридической техники зависит от категории правового спора, его сложности, уровня правового акта. Чем выше акт по юридической силе, тем сложнее юридическая техника его написания и оформления.

 

Форма правления: понятие, разновидности.

 

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий:

1. Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

2. Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

  1. Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

2. Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

3. Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

4. Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления:

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

4. они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

5. возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик:

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

1. Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

2. Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

3. Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны[5] (Украина, Португалия, Франция).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: