Практическая работа № 7
“Изучение эксплуатации топок для сжигания газа”
Цель работы: изучить правила эксплуатации топок для сжигания жидкого и газообразного топлива.
Краткая теория
Топки для сжигания жидкого топлива
Одним из основных элементов топки для сжигания жидкого топлива является форсунка, в которой происходит подготовка топлива для сжигания и подача его в топочную камеру. Для топок промышленных котельных агрегатов чаще всего применяются форсунки с воздушным распиливанием мазута типа НГМГ и паромеханические типа ГМГ. Обе эти конструкции выполнены как комбинированные для сжигания мазута и газа.
На рисунке 5 показана схема газомазутной горелки типа НГМГ с воздушным распиливанием мазута. В горелке НГМГ мазут поступает под давлением не более 30 кПа по мазутному стволу 4 и вытекает через мазуто-выпускные отверстия 8. Распыливающий (первичный) воздух получает закрутку в завихрителе 9 и, выходя через пережимное кольцо 7, подхватывает и распыливает струйки мазута, вытекающие через отверстия 8. Давление первичного воздуха составляет 2500–3000 Па при расходе 10–15% общего количества воздуха, необходимого для горения. При эксплуатации форсунки необходимо следить за правильной установкой мазутного ствола. При монтаже горелок следует следить за тем, чтобы закрутка первичного воздуха и вторичного воздуха, подаваемого для горения, производилась в одну и туже сторону.
В форсунках с паромеханических распыливанием мазута типа ГМГ при больших расходах мазута (более 50%) распыливание осуществляется за счет потенциальной энергии топлива, поступающего к форсунке под давлением 3 МПа и более. Перед соплом форсунки создается движение топлива в тангенциальном направлении. Закрученная струя мазута, выходя из сопла, дробится на мельчайшие капли и поступает в топку в виде полого конуса. При расходах мазута, меньших 50% номинального, давление мазута перед форсункой становится недостаточным для хорошего качества распыливания и в форсунку дополнительно подается пар.
При обслуживании форсунки необходимо систематически ее прочищать и заменять распылитель, который чаще выходит из строя, чем остальные детали. В ротационных форсунках топливо подается в стакан, вращающийся с большой частотой. Внутренняя поверхность стакана выполнена конусной, что обеспечивает перемещение топлива в виде пленки вдоль стенок к кромке стакана. Срываясь с кромки стакана, мазут распиливается на мелкие капли с размером около 100 мкм. Распыливающий стакан приводится во вращение электродвигателем. Мазут поступает в стакан под давлением менее 100 кПа. По наружной образующей стакана подается распыливающий воздух. Воздух обеспечивает уменьшение угла раскрытия факела и дополнительно распыливает мазут.
Рисунок 5 – Схема газомазутной горелки типа НГМГ: 1 – канал для подачи вторичного воздуха; 2 – канал для подачи газа; 3 – канал для подачи первичного (распыливающего) воздуха; 4 – мазутный ствол; 5 – лопатки закручивателя вторичного воздуха; 6 – газовыпускные отверстия; 7 – пережимное кольцо; 8 – мазутовыпускное отверстие; 9 – завихритель первичного (распыливающего) воздуха.
При эксплуатации форсунок необходимо следить за сохранением производительности форсунки при неизменном давлении, за вязкостью мазута, за отсутствием закоксовывания, за поддержанием минимального коэффициента избытка воздуха. Качество распыливания мазута существенно зависит от его вязкости перед форсункой, поверхностное натяжение, плотность мазута и наличие механических примесей.
Устойчивость и качество работы мазутных форсунок различных конструкций зависят от воздухонаправляющих аппаратов. Для организации перемешивания распыленного мазута с воздухом мазутные форсунки оборудованы воздухонаправляющими аппаратами, производящими закрутку воздушного потока. Закрутка воздушного потока в воздухонаправляющих аппаратах мазутных форсунок осуществляется установкой плоских или винтовых лопаток.
При эксплуатации воздухонаправляющих аппаратов необходимо следить за состоянием лопаток, не допуская их загрязнения или закоксовывания. При ремонте воздухонаправляющих аппаратов и замене отдельных лопаток установка их должна проводиться по шаблону под одинаковым углом.
Существенное влияние на работу форсунок оказывает также качество и правильность выполнения амбразуры. Амбразуры должны быть выполнены по чертежу в соответствии с типом установленной форсунки. Ось амбразуры должна совпадать с осью форсунки.
На рисунке 6 в качестве примера показаны два типа амбразур (цилиндрическая и коническая), применяемые для фосунок с пневматическим и паромеханическим распыливанием.
При обслуживании мазутных форсунок требует следить за устойчивостью факела, не допускать пульсации и неравномерного заполнения топочного объема.
Рисунок 6 – Типы амбразур горелок НГМГ и ГМГ: а – коническая; б - цилиндрическая
При розжиге форсунок необходимо предотвращать образования сажи, унос несгоревших капелек мазута, подтекание его из форсунки, требуется избегать плохого горения или погасания растопочного факела. В форсунках с паромеханическим распиливанием необходимо сначала открывать подачу пара и только после этого подачу мазута. В форсунках с воздушным распиливанием сначала подается распыливающий воздух, а затем мазут.
Топки для сжигания газа
Для промышленных котельных агрегатов применяются инжекционные горелки полного предварительного смешения, горизонтальные и вертикальные щелевые горелки с принудительной подачей воздуха, комбинированные газомазутные и пылегазовые горелки.
Из различных конструкций инжекционных горелок полного предварительного смешения наиболее эффективными являются блочные инжекционные горелки, конструкция которой показана на рисунке 7.
Рисунок 7 – Блочная инжекционная горелка: 1 – газовый коллектор; 2 – смеситель; 3 – подвод газа; 4 – направление подсасываемого воздуха.
При необходимости сохранения твердого топлива в качестве резервного блочные инжекционные горелки рекомендуется устанавливать на боковых стенах топочной камеры. Колосниковая решетка топки при работе на газе во избежание перегрева и присоса воздуха закрывается листовым асбестом и засыпается битым шамотным кирпичом. Розжиг горелок производится горящим запальником с тыльной стороны в следующем порядке. После выполнения всех операций по подготовке котла и продувке газопровода подносят горящий запальник к тыльной стороне смесителя горелки и, приоткрыв рабочую задвижку, устанавливают давление газа перед горелкой 2000–3000 Па. Затем, быстро передвигая запальник, поджигают газ в каждом смесителе и сразу же увеличивают давление газа перед горелкой до 5000–6000 Па с таким расчетом, чтобы горящие струйки газа из смесителя переместились в туннель горелки. Розжиг горелки выполняют два человека. Все операции должны быть выполнены быстро и так, чтобы не произошел отрыв пламени от туннеля горелки. Если не удастся по каким-либо причинам быстро поджечь газ в каждом смесителе, пуск горелки прекращают и после тщательной вентиляции топки в течение 15–20 мин вторично производят зажигание горелки. Следует также немедленно прекратить подачу газа в горелку, если при увеличении давления газа произойдет погасание горелки из-за отрыва пламени от туннеля.
При эксплуатации топок, оборудованных блочными инжекционными горелками, необходимо следить за состоянием туннелей, своевременно производя их ремонт в случае разрушения. При переходе на резервное твердое топливо туннели всех горелок закладываются огнеупорным кирпичом, а с колосниковой решетки убирается битый шамотный кирпич. Для выполнения этих работ требуется расхолаживание топки.
Горизонтальные щелевые горелки просты по конструкции. При эксплуатации данного типа горелок при пониженных нагрузках котла вследствие затягивания пламени в щель происходит перегрев металла газового коллектора и преждевременный выход его из строя, температура металла газового коллектора зависит от скорости газа внутри него, скорости воздуха, омывающего коллектор, и излучения огнеупорного материала щели. Для избежание перегрева газового коллектора скорость газа в нем должна быть не менее 7–8 м/с при минимальной нагрузке котельного агрегата.
Перед установкой горелок и выкладкой пода необходимо проверить состояние колосникового полотна решетки и заменить дефектные колосники.
При эксплуатации топок, оборудованных подовыми горелками, на отдельных установках возникают пульсации пламени и продуктов горения, сопровождавшиеся однотонным гудением либо звуками, напоминающими сильную барабанную дробь.
Розжиг каждой из установленных горелок должен производиться от индивидуального запальника, устанавливаемого в запальное отверстие. Перед вводом запальника в топку необходимо плотно закрыть шибер, регулирующий подачу воздуха, и отрегулировать разрежение в верхней части топки, которое должно составлять 20–30 Па. При высокой топке разрежение в верхней части перед розжигом горелки следует снизить до 10 Па, при этом разряжение в зоне горелки достигает 70-90 Па. Пламя запальника должно располагаться в близи от амбразуры и над ней. После достижения устойчивой работы одной горелки приступают к последовательному розжигу остальных горелок.
Отключение горелок производится поочередно. Для этого постепенно ступенями сначала уменьшают расход воздуха, идущего к горелке, а затем давление газа при соответствующем восстановлении разрежения в топке. После достижения минимального давления газа, при котором горелка работает устойчиво, сначала полностью закрывают подачу газа, а затем подачу воздуха.
При растопке очередность зажигания горелок выбирается с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее равномерное распределение температур в объеме топочной камеры.
Ход работы: