Преодолевать стереотипы и привычные способы решения проблем весьма непросто. Ведь они недаром стали привычкой - много лет они были полезными, верными помощниками, выручали, в них верили. И вдруг они становятся преградой. Это вступает в серьезное противоречие со всем предыдущим опытом и подрывает представление о себе, нарушая самооценку. Возникает внутренний конфликт, который провоцирует включение механизма психологической защиты, приводящего к тому, что травмирующая нас информация ("Мы поступаем неверно, неграмотно, мы уже не можем двигаться в ногу со временем") будет переработана так, что человек найдет себе оправдание ("Пусть это делают другие, те, кто поглупее и гоняется за модой, или те, кто помоложе"). Если же такая рационализация не подоспела вовремя, то человек просто все "выкинет из головы" - постарается забыть. Так или иначе, произойдет отторжение - специалист не реализует возможность действовать по-новому, двигаться в ногу со временем[23, с.208].
Совсем другая ситуация складывается, если без всяких деклараций относительно собственного опыта, в процессе решения конкретных задач мы убеждаемся, что старые стратегии не годятся, и учимся использовать новые. Тогда новым приемам не нужно проламываться через психологическую защиту: актуальные сведения обычным порядком включаются в иерархию установок человека, корректируя всю систему, и уже эта измененная система будет управлять дальнейшими поступками, поощряя применение новых стратегий.
|
|
Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Мотивы могут быть внутренние и внешние. Внутренние: связаны с деятельностью, отражают её содержание, форму. Реализация доставляет непосредственное удовольствие. Внешние: мотив не релевантен деятельности. При реализации человек не получает удовольствие. Теории трудовой мотивации - это обычные теории мотивации, только применительно к труду.
1. Теория А. Маслоу. (пирамида:Физиологические, Потребность в безопасности, Потребность в любви и привязанности, Потребность в уважении и статусе, Потребность в самовыражении.)
2. Двухфакторная теория Ф. Херцберга. Факторы: 1. Гигиенические (фактор среды): размер и характер заработной платы, условия труда, межличностные отношения, характер контроля. Гигиенические факторы не мотивируют, а не дают формироваться негативному отношению. Данная группа факторов связана с окружающей средой. 2. Мотивирующие: ощущение успеха, признание окружающих, карьерный рост, рост возможностей, рост ответственности, осмысление работы.
|
|
3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ.
1.Теория трудовой мотивации Аткинсона. Поведение человека составляет совокупность индивидуальных качеств человека и ситуации восприятия. Мотивы обусловлены полом и возрастом.
2.Теория ожидания В. Врума. Человек ожидает, что его поведение действительно приведёт к удовлетворению потребности.
3.Теория Мак Клелланда. Упор на потребности высшего уровня, к которым он относил стремление к успеху.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
60-70 годы Ядов В.А. выдвинул гипотезу о том, что отношение человека формируется под влиянием 3 факторов: *совокупности общественных отношений. *особенностей труда *особенности структуры личности работника.
Удовлетворенность трудом — эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется. Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе. Общепризнанна двухфакторная "мотивационно-гигиеническая" теория удовлетворенности трудом Ф. Херцбергера. Теория С. Алдерфера, в сущности, представляет собой модификацию иерархической модели А. Маслоу: "Исходным положением этой теории является гипотеза о существовании трех групп потребностей, перечисленных в порядке от наиболее конкретных до наименее конкретных... Удовлетворенность трудом в рамках когнитивных подходов, в конечном счете, зависит от соответствия реального результата деятельности ожиданиям индивида. (о теории ожидания).
Мотивы выбора профессии.
Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.
Выявлены несколько групп мотивов выбора профессии:
1. социальные (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
2. моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
3. эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
4. познавательные (связанные со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
5. творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
6. материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
7. престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»);
8. утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую» работу, близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).