Поиски идеала в творчестве Н.С. Лескова

Занятие № 1

«Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина –

Новый тип социального романа

 

1.Структурные принципы, образная система: проблема нравст­венной деградации паразитической личности, проблема воз­мездия в романе.

2.Образ Иудушки, социально-историческое и общечеловеческое его содержание, приемы раскрытия:

а) двуплановость речи;

б) психологическая эволюция героя;

в) психологизация портретных деталей;

г) общественная характеристика поступков как решающий фактор в психологическом анализе.

3.Особенности стилевой системы романа, своеобразие словесно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры и др.

 

Литература

1. Бушмин, А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина / А.С.Бушмин. – Л., 1987.

2. Жук, А.А.   Русская проза второй половины XIX века / А.А.Жук. – М., 1981. – С.201 – 219.

3. Николаев, Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики / Д.П.Николаев. – М., 1988.

4. Покусаев, Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина / Е.Покусаев. – М., 1975.

Занятие № 2

«Нравы Растеряевой улицы» – этапное произведение

Г.И. Успенского

 

1. «Нравы Растеряевой улицы» в контексте творчества Г.И. Успенского.

2. Характер и социальная среда:

а) изображение жизни мелких чиновников, мещан, ремеслен­ников, городской бедноты;

б) образ хищника-эксплуататора Прохора Порфирыча.

3. Сюжет, композиция.

4. Роль автора – рассказчика в повествовании.

Литература

1. Горячкина, М. Художественная проза народничества / М.Горячкина. – М., 1970.

2. Соколов, Н.И. Г.И. Успенский: Жизнь и творчество / Н.И.Соколов. – М., 1968.

3. Пруцков, Н.И. Глеб Успенский: Жизнь и творчество / Н.И.Пруцков. – Л., 1971.

 

 

Занятие № 3

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как «драматическая концепция» действительности

Программа

Романное пространство произведения.

Характер конфликта, социально-философская и нравственно-психологическая основа сюжета.

Раскольников и его «двойники» (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников).

Роль диалогической структуры в раскрытии проблематики произведения, «психологизм», роль детали, символический контекст, библейские мотивы.

Литература

1. Белов, С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий / С.В.Белов. – Л., 1985.

2. Жук, А.А. Философско-психологический роман Достоевского // Жук А.А. Русская проза второй половины века. – М., 1981. – С. 87 – 131.

3. Карякин, Ю. Самообман Раскольникова / Ю.Карякин. – М., 1976.

4. Кирпотин, В.Я.      Разочарование и крушение Родиона Раскольникова / В.Я.Кирпотин. – М., 1976.

5. Ляху, В. О влиянии поэтики Библии на поэтику Ф.М. Достоевского // Вопросы литературы. – 1998. – № 4. – С. 129 – 143.

6. Страхов, Н.Н. Преступление и наказание // Н.Н. Страхов. Литературная критика: Статьи 1 и 2. – М., 1984. – С. 96 – 112.

 

Занятие № 4

Роман «Идиот» как художественная попытка

Создания образа «положительно прекрасного человека»

Программа

1. Идейно-эстетические искания Ф.Достоевского 1860-х – 1870-х гг. и его концепция «положительно прекрасного человека»:

       а) соотношение гармонии и дисгармонии в сознании князя Мышкина;

       б) идея спасения мира Добром и Красотой, трагический пафос ее крушения.

2. Женские образы в романе, их роль.

3. Особенности конфликта, структурно-композиционное своеобразие романа.

4. Образ повествователя-хроникёра.

5. Апокалиптические мотивы в романе.

 

Литература

 

1. Ермилова, Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот» / Г.Ермилова. – Иваново, 1993.

2. Курганов, Е. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Опыт прочтения / Е.Курганов. – СПб.: Звезда, 2001.

3. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: Сб. работ отечественных и зарубежных ученых / Под ред. Т.А. Касаткиной. – М., 2001.

4. Сальвестрони, С.   Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского / С.Сальвестрони. – СПб., 2001.

 

Занятие № 5

Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» как «политический роман-памфлет-трагедия» (С.Г. Бочаров)

 

1.Нигилизм русского народа, русская революция, Апокалипсис – основные темы романа Ф.Достоевского «Бесы».

2. Показ трагической разобщенности русской интеллигенции, утра­тившей связь с народом (Николай Ставрогин).

3. Значение образов Кириллова, Шатова.

4. Проблема христианской нравственности в романе.

 

Литература

1. Баршт, К.А. «Повесть безвременных лет»: О романе Достоевского «Бесы» / К.А.Баршт. – СПб., 1994.

2. Померанц, Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским / Г.С.Померанц. – М., 1979.

3. Сараскина, Л. «Бесы»: роман-предупреждение / Л.Сараскина. – М., 1990.

4. Сараскина, Л. Фёдор Достоевский. Одоление демонов / Л.Сараскина– М., 1996.

5. Степанян К.А. Достоевский и язычество. – Смоленск, 1992.

6. Ф.М.Достоевский. Бесы. Роман в трех частях. «Бесы»: Антология русской критики / Сост. подгот. текста, послесл., комм. Л.И.Сараскиной – М.: Согласие, 1996.

 

Занятия № 6,7

Роман «Братья Карамазовы»

Как итог идейно-творческого развития Ф.М. Достоевского

 

1. Система ценностей, жизненные принципы «земного ангела» Алеши Карамазова:

а) в чем сходство и в чем отличие характеров Алеши и князя Мышкина?

б) Алеша и «карамазовщина», какой смысл вкладывается в это понятие?

2. История личности Дмитрия Карамазова как путь человека к нравственному перерождению:

а) противоречивость и неоднозначность характера Дмитрия;

б) какую роль в развитии характера героя сыграло обвине­ние в убийстве отца?

3. Философско-этическая позиция Ивана Карамазова:

а) как представляют Ивана его исповедь Алеше и «Легенда о Великом инквизиторе»?

б) проблема нравственной ответственности Ивана за смерть отца, Иван и Смердяков.

4. Концепция человека в произведении (образы братьев Карама­зовых, Зосимы, Грушеньки, Екатерины Ивановны).

Литература

1. «О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие»: Сб. статей. – М., 1991.

2. Белик, А.П. Художественные образы Достоевского: Эстетиче­ские очерки / А.П.Белик. – М., 1974.

3. Бурсов, Б.И. Личность Достоевского / Б.И.Бурсов. – Л., 1974.

4. Ветловская, В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» / В.Е.Ветловская. – Л., 1977.

5. Кантор, В. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского / В.Кантор. – М., 1983.

6. Мелетинский, Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы» / Е.М.Мелетинский. – (Росс. гос. гуманит. ун-т) – М., 1996.

7. Розанов, В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевкого: Опыт критического комментария // В.В. Розанов. Мысли о литературе. – М., 1989. – С. 41 – 157.

8. Селезнев, Ю. В мире Достоевского / Ю.Селезнев. – М., 1980.

 

Занятие № 8

Поиски идеала в творчестве Н.С. Лескова

 

1. Эволюция мировоззрения и творчества Н. Лескова.

2. Жанровое своеобразие повести «Запечатленный ангел». Проблема русского национального характера в повести.

3. Повесть «Очарованный странник»: «праведники» и «чудаки» Н. Лескова.

4. Лесков – художник (сказовая манера повествования, специфика языка, связь с фольклором).

Литература

1. Видуэцкая, И.П. Николай Семенович Лесков / И.П.Видуэцкая. – М., 1979.

2. Горячкина, М.С. Сатира Лескова / М.С.Горячкина. – М., 1963.

3. Дыханова, Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова / Б.С.Дыханова. – М., 1980.

4. Столярова, И.В. В поисках идеала: (Творчество Н.С. Лескова) / И.В.Столярова. – Л., 1978.

5. Троицкий, В.Ю. Лесков-художник / В.Ю.Троицкий. – М., 1974.

6. Тюхова, Е.В. О психологизме Н.С.Лескова / Е.В.Тюхова. – Саратов, 1993.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: