Занятие № 1
«Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина –
Новый тип социального романа
1.Структурные принципы, образная система: проблема нравственной деградации паразитической личности, проблема возмездия в романе.
2.Образ Иудушки, социально-историческое и общечеловеческое его содержание, приемы раскрытия:
а) двуплановость речи;
б) психологическая эволюция героя;
в) психологизация портретных деталей;
г) общественная характеристика поступков как решающий фактор в психологическом анализе.
3.Особенности стилевой системы романа, своеобразие словесно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры и др.
Литература
1. Бушмин, А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина / А.С.Бушмин. – Л., 1987.
2. Жук, А.А. Русская проза второй половины XIX века / А.А.Жук. – М., 1981. – С.201 – 219.
3. Николаев, Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики / Д.П.Николаев. – М., 1988.
4. Покусаев, Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина / Е.Покусаев. – М., 1975.
Занятие № 2
|
|
«Нравы Растеряевой улицы» – этапное произведение
Г.И. Успенского
1. «Нравы Растеряевой улицы» в контексте творчества Г.И. Успенского.
2. Характер и социальная среда:
а) изображение жизни мелких чиновников, мещан, ремесленников, городской бедноты;
б) образ хищника-эксплуататора Прохора Порфирыча.
3. Сюжет, композиция.
4. Роль автора – рассказчика в повествовании.
Литература
1. Горячкина, М. Художественная проза народничества / М.Горячкина. – М., 1970.
2. Соколов, Н.И. Г.И. Успенский: Жизнь и творчество / Н.И.Соколов. – М., 1968.
3. Пруцков, Н.И. Глеб Успенский: Жизнь и творчество / Н.И.Пруцков. – Л., 1971.
Занятие № 3
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как «драматическая концепция» действительности
Программа
Романное пространство произведения.
Характер конфликта, социально-философская и нравственно-психологическая основа сюжета.
Раскольников и его «двойники» (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников).
Роль диалогической структуры в раскрытии проблематики произведения, «психологизм», роль детали, символический контекст, библейские мотивы.
Литература
1. Белов, С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий / С.В.Белов. – Л., 1985.
2. Жук, А.А. Философско-психологический роман Достоевского // Жук А.А. Русская проза второй половины века. – М., 1981. – С. 87 – 131.
3. Карякин, Ю. Самообман Раскольникова / Ю.Карякин. – М., 1976.
4. Кирпотин, В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова / В.Я.Кирпотин. – М., 1976.
5. Ляху, В. О влиянии поэтики Библии на поэтику Ф.М. Достоевского // Вопросы литературы. – 1998. – № 4. – С. 129 – 143.
|
|
6. Страхов, Н.Н. Преступление и наказание // Н.Н. Страхов. Литературная критика: Статьи 1 и 2. – М., 1984. – С. 96 – 112.
Занятие № 4
Роман «Идиот» как художественная попытка
Создания образа «положительно прекрасного человека»
Программа
1. Идейно-эстетические искания Ф.Достоевского 1860-х – 1870-х гг. и его концепция «положительно прекрасного человека»:
а) соотношение гармонии и дисгармонии в сознании князя Мышкина;
б) идея спасения мира Добром и Красотой, трагический пафос ее крушения.
2. Женские образы в романе, их роль.
3. Особенности конфликта, структурно-композиционное своеобразие романа.
4. Образ повествователя-хроникёра.
5. Апокалиптические мотивы в романе.
Литература
1. Ермилова, Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот» / Г.Ермилова. – Иваново, 1993.
2. Курганов, Е. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Опыт прочтения / Е.Курганов. – СПб.: Звезда, 2001.
3. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: Сб. работ отечественных и зарубежных ученых / Под ред. Т.А. Касаткиной. – М., 2001.
4. Сальвестрони, С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского / С.Сальвестрони. – СПб., 2001.
Занятие № 5
Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» как «политический роман-памфлет-трагедия» (С.Г. Бочаров)
1.Нигилизм русского народа, русская революция, Апокалипсис – основные темы романа Ф.Достоевского «Бесы».
2. Показ трагической разобщенности русской интеллигенции, утратившей связь с народом (Николай Ставрогин).
3. Значение образов Кириллова, Шатова.
4. Проблема христианской нравственности в романе.
Литература
1. Баршт, К.А. «Повесть безвременных лет»: О романе Достоевского «Бесы» / К.А.Баршт. – СПб., 1994.
2. Померанц, Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским / Г.С.Померанц. – М., 1979.
3. Сараскина, Л. «Бесы»: роман-предупреждение / Л.Сараскина. – М., 1990.
4. Сараскина, Л. Фёдор Достоевский. Одоление демонов / Л.Сараскина– М., 1996.
5. Степанян К.А. Достоевский и язычество. – Смоленск, 1992.
6. Ф.М.Достоевский. Бесы. Роман в трех частях. «Бесы»: Антология русской критики / Сост. подгот. текста, послесл., комм. Л.И.Сараскиной – М.: Согласие, 1996.
Занятия № 6,7
Роман «Братья Карамазовы»
Как итог идейно-творческого развития Ф.М. Достоевского
1. Система ценностей, жизненные принципы «земного ангела» Алеши Карамазова:
а) в чем сходство и в чем отличие характеров Алеши и князя Мышкина?
б) Алеша и «карамазовщина», какой смысл вкладывается в это понятие?
2. История личности Дмитрия Карамазова как путь человека к нравственному перерождению:
а) противоречивость и неоднозначность характера Дмитрия;
б) какую роль в развитии характера героя сыграло обвинение в убийстве отца?
3. Философско-этическая позиция Ивана Карамазова:
а) как представляют Ивана его исповедь Алеше и «Легенда о Великом инквизиторе»?
б) проблема нравственной ответственности Ивана за смерть отца, Иван и Смердяков.
4. Концепция человека в произведении (образы братьев Карамазовых, Зосимы, Грушеньки, Екатерины Ивановны).
Литература
1. «О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие»: Сб. статей. – М., 1991.
2. Белик, А.П. Художественные образы Достоевского: Эстетические очерки / А.П.Белик. – М., 1974.
3. Бурсов, Б.И. Личность Достоевского / Б.И.Бурсов. – Л., 1974.
4. Ветловская, В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» / В.Е.Ветловская. – Л., 1977.
5. Кантор, В. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского / В.Кантор. – М., 1983.
6. Мелетинский, Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы» / Е.М.Мелетинский. – (Росс. гос. гуманит. ун-т) – М., 1996.
7. Розанов, В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевкого: Опыт критического комментария // В.В. Розанов. Мысли о литературе. – М., 1989. – С. 41 – 157.
|
|
8. Селезнев, Ю. В мире Достоевского / Ю.Селезнев. – М., 1980.
Занятие № 8
Поиски идеала в творчестве Н.С. Лескова
1. Эволюция мировоззрения и творчества Н. Лескова.
2. Жанровое своеобразие повести «Запечатленный ангел». Проблема русского национального характера в повести.
3. Повесть «Очарованный странник»: «праведники» и «чудаки» Н. Лескова.
4. Лесков – художник (сказовая манера повествования, специфика языка, связь с фольклором).
Литература
1. Видуэцкая, И.П. Николай Семенович Лесков / И.П.Видуэцкая. – М., 1979.
2. Горячкина, М.С. Сатира Лескова / М.С.Горячкина. – М., 1963.
3. Дыханова, Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова / Б.С.Дыханова. – М., 1980.
4. Столярова, И.В. В поисках идеала: (Творчество Н.С. Лескова) / И.В.Столярова. – Л., 1978.
5. Троицкий, В.Ю. Лесков-художник / В.Ю.Троицкий. – М., 1974.
6. Тюхова, Е.В. О психологизме Н.С.Лескова / Е.В.Тюхова. – Саратов, 1993.