Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.
Источники знаний о воспитании в древнее время. Нормы и ценности воспитания у восточных славян. Уклад и образ жизни как основа воспитания в родоплеменном обществе.
Основные способы и средства воспитания. «Народная педагогика» как феномен культуры и обобщение педагогического опыта народа.
Воспитание в русском государстве (X-XVII вв.)
Развитие образования в Киевской Руси: социокультурные и политические предпосылки (влияние языческих традиций, восточного христианства, становление государственности). Особенности образовательной системы.
Педагогические идеи в произведениях Кирилла Туровского, Владимира Мономаха.
Проблемы воспитания в средневековой Руси и их отражение в памятниках литературы («Послание Геннадия», «Домострой», житийная литература).
Вклад в развитие образования и педагогической мысли Ивана Федорова, Василия Ртищева, В. Бурцева, Симеона Полоцкого, Е. Славинецкого и других.
Школьное обучение в XIV-XVI вв.
Характеристика учебных заведений XVII в. Особенности деятельности братских школ.
Реформы образования в России XVIII века
Предпосылки и главные направления реформ образования при Петре I. Создание государственной системы образования. Педагогические идеи В.Н. Татищева, И.Т. Посошкова, Ф. Прокоповича.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие русского просвещения.
Развитие теоретического интереса к проблемам воспитания и образования во второй половине XVIII века. Педагогические идеи в трудах Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.
Гуманистическая и социокультурная направленность педагогической деятельности И.И. Бецкого. Значение педагогических идей И.И. Бецкого для развития образования в России.
Характеристика основных положений реформы 1786 года. Основные типы учебных заведений того периода.
Эволюция школы и педагогической мысли в первой половине XIX века.
Прогрессивные тенденции в российском образовании первой четверти XIX века, реализация прогрессивных идей в практике образования. Характеристика Устава учебных заведений России 1804 года и сложившейся, согласно нему, системы образования в России.
Контрреформы второй четверти XIX века. Устав 1828 года. Утверждение реакционных тенденций в системе российского образования. Развитие высшего (в т.ч. университетского) образования. Характеристика педагогических взглядов революционеров-демократов (А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова). Педагогические взгляды «западников» и «славянофилов».
Становление национальной педагогики и обновление системы образования России во второй половине XIX века.
Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX века. Прогрессивный характер образовательных реформ, их реализация. Роль земств в развитии образования. Педагогические идеи и деятельность Н.И. Пирогова.
Педагогическое учение К.Д. Ушинского. Роль К.Д. Ушинского в создании отечественной педагогики.
Педагогические идеи и деятельность Л.Н. Толстого.
Контрреформы последней четверти XIX века. Основные результаты развития системы образования в России в XIX веке.
Вклад методистов в развитие педагогической науки (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов).
Школа и педагогика в России в конце XIX – начале ХХ вв.
Развитие общественно-педагогического создания. Интерес к педагогической проблематике в естественнонаучных и гуманитарных науках.
Качественные и количественные изменения в системе образования.
Основные направления развития педагогической мысли. Многообразие педагогических идей и проектов (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, С.А. Рачинский, В.В. Розанов, С.Т. Шацкий и др.).
Политизация школьного вопроса в конце XIX – начале ХХ вв.
Основные тенденции развития начального, среднего, высшего и профессионального образования.
Развитие школы и педагогики в советский период
Особенности и противоречия становления школы и педагогики в советский период. Создание новой системы школьного образования. Развитие образования в 20 гг. ХХ века.
Развитие педагогической науки в 20- гг. ХХ века (П.П. Блонский, Пинкевич, С.Т. Шацкий и др.). Педагогические дискуссии этого времени.
Развитие советской школы в 30- гг.
Деятельность В.Н. Сороки-Росинского. Педагогическая система А.С. Макаренко.
Школа в период Великой Отечественной войны.
Правительственные решения о школе в 40-80-х гг.
Развитие теоретической педагогической мысли в 60-е гг. ХХ века. Творческие поиски педагогов-практиков (опыт ростовских учителей, опыт липецких учителей и т.д.). Стремление к обновлению школы и образования в деятельности педагогов-новаторов. Развитие теории педагогики в 80-е гг.
Процессы демократизации, гуманизации и диверсификации образовательной системы в 90-е гг. Преобразования школьной системы.
Многообразие типов образовательных учреждений. Развитие новых теоретических идей в отечественной педагогике. Новые педагогические концепции. Развитие педагогической инициативы и инновационных процессов.
Краткая характеристика